Последние записи

Ретрит «Практика внимательности и пробуждение сердца», 29 июля — 13 августа 2017, Черногория

Человек — это внимание. Человек становится тем, куда направлено его внимание.

В обычном состоянии мы по привычке направляем внимание во внешний мир, а также на эмоции и мысли, которые зачастую никак не контролируем. И тогда мы теряем себя в мире, причем часто в буквальном смысле — мы чувствуем, что мы как будто не в себе, что у нас нет сил и выбора, что мы не управляем своей жизнью.

Сегодня многие духовные учителя и мастера говорят о важности присутствия в настоящем, но мало где говорится о том, что присутствовать можно на разных уровнях. Как внимательность мы можем отражать семь уровней Бытия.

Между глубиной и интенсивностью присутствия начинающего практика и реализованного мастера будет огромная разница — мастер тоже присутствует здесь и сейчас, но его здесь — это все Бытие, его сейчас — за пределами времени, а его присутствие естественно и безусильно.

Метод практики внимательности подробно объясняет эту разницу в уровнях внимательности, механизм ее возникновения, и что должно быть сделано, чтобы можно было пройти весь путь целиком — от слабо-внимательного человека, чье присутствие ограничено размерами комнаты и локального времени, до просветленного мастера, чье присутствие безгранично.

Это метод нашего учителя, реализованного мастера, который был специально разработан для современных людей — живущих в городе, работающих и воспитывающих детей, не имеющих возможности уехать на три года в ретрит.

Этот ретрит будет состоять из двух частей

Благодаря большей длительности, мы даем сознанию больше времени для того, чтобы исцелить и наполнить наши тела. Дух — идеальный сквоттер, он мгновенно заселяется в любое пространство, которое хоть немного пригодно для его пребывания. Если мы делаем хоть один крошечный шаг ему навстречу, обращаем на него внимание — он мгновенно делает тысячу шагов настречу нам.

Часть 1

29 июля — 5 августа: Практика внимательности и пробуждение сердца

Основная задача этой недели — спуститься из головы в сердце. Лето — время сердца, когда ему проще всего раскрыться естественно и спонтанно, именно поэтому так много пробуждений случается в это время года.

Мы начнем этот ретрит в двух группах — для новичков и для тех, кто уже давно практикует  — а затем объединимся вместе для более глубокой практики.

В первый день новичкам будут показаны базовые методы практики внимательности: как перенести внимание сразу на слой сознания, не-ума, той пробужденности, которая всегда уже есть в нас, но на которую нас не учат с детства обращать внимание; как сделать это состояние присутствия устойчивым через возвращение внимания не только в физическое тело, но и в наши тонкие тела.

А затем оставшиеся дни мы посвятим углубленным практикам снисхождения из головы в наше духовное сердце.

18Наше пробуждение начинается в сердце. Наше пробуждение начинается с пробуждения нашего духовного сердца. Если наше сердце закрыто, мы можем испытать пробуждение как пиковый опыт, но оно не станет нашим естественным состоянием.

 

Часть 2

6 — 13 августа: Пробуждение вверх, пробуждение вниз. Практики трансформации и исцеления

В сердце Человек встречается с Существованием и рождается Человеческое Существо. Если мы знаем себя лишь как человеческую, смертную часть, мы неполны. Мы отдельны и испытываем страдания. Но если мы стремимся узнать себя лишь как дух, как чистое сознание, мы также будем неполны. Мы отсечем огромную, и прекрасную часть творения, связанную с миром материи и природы. Только в сердце мы начинаем узнавать себя как целое: Человек тает и растворяется в Существовании, а Существование пропитывает и исцеляет Человека.

Язык сердца — язык безусловной любви. В сердце есть место всему, что исключает наш ум: все, что было больным, скрытым, вытесненным, может найти свое исцеление в нашем духовном сердце. Это процесс Пробуждения вниз: мы открываем наше сердце тем напряжениям и той боли, которая накоплена в нашем физическом, эмоциональном и интеллектуальном телах, и позволяем нашему сердцу трансформировать эти напряжения.

Основная задача второй недели: обратить внимание на все то, из чего состоит наша повседневная жизнь. На наши отношения и эмоции, на наши убеждения и верования, на наше физическое тело с его болезнями и проблемами. На травмы прошлого и страхи перед будущим. На нашу работу и наш привычный способ жить в миру. Без такого снисхождения наша практика никогда не будет полна. Как бы мы не стремились вверх, эти непроявленные и неисцеленные части будут тянуть нас назад.

На этом ретрите мы будем:

— учиться переносить внимание из головы в сердце и пребывать в сердце;

— знакомиться с языком сердца — тончайшими ощущениями, настроениями и чувствами, которые возникают до рождения мыслей;

— учиться практикам исцеления и преображения своей жизни из сердца;

— учиться практикам очищения нашего физического и тонких тел из сердца;

— работать с природными элементами;

— учиться жить в миру, но оставаться в сердце;

— изучать целительские практики (во второй части ретрита).

 Расписание: 

Мы будем заниматься в группе и индивидуально. Примерное расписание на день:

7:30 — 9:00 — утренняя практика

9:00 — 10:00 — завтрак

10:00 — 13:00 — индивидуальная практика на пляже и работа с природными элементами — землей, водой, огнем, воздухом, пространством.

13:00 — 16:00 — практика в группе

16:00 — 17:00 — обед

17:00 — 19:00 — время отдыха или индивидуальная практика

19:00 — 20:30 — групповая практика перед сном

В общей сложности у нас будет 8-9 часов практики в день, что дает очень хорошее погружение.

Первая часть ретрита начнется 29 июля в 17:00 и закончится 5 августа в 11 утра. 

6 августа — день отдыха и если получится мы  поедем в крошечный православный монастырь, где живет иконописец и настоятель отец Лазарь. Это человек, который пребывает глубоко в сердце и весь его монастырь, который он восстановил своими руками из руин — удивительный приимер того, как открытое сердце преображает самую обычную реальность нашего материального мира.

Вторая часть ретрита начнется 6 августа в 17:00 и закончится 13 августа в 11:00.  

Узнать больше о методе можно в этих статьях:

https://vnimatelnost.com/2014/06/17/что-я-имею-в-виду-когда-говорю-о-практи

/https://vnimatelnost.com/2013/02/23/в-чем-отличие-практики-внимательност/

Ведущие: 

Анастасия Гостева. По первому образованию физик, по второму — психолог. Опыт медитации более 20 лет — 15 лет в традиции тибетского буддизма (практики ваджраяны и дзогчен), последние 9 лет под личным руководством реализованного мастера, который предпочитает не разглашать свое имя.

 

IMG_4403Александр Росс-Джонсон.  По первому образованию преподаватель боевых искусств, по второму психолог. Автор программ по практике внимательности для детей, учителей и родителей. Опыт медитации 7 лет, последние 5 лет также по руководством реализованного мастера.

 

Место:

Наш отель расположился на горных террасах на высоте 400 метров над уровнем моря в Боко-Которской бухте. Его окружают вечнозеленые холмы, а рядом с отелем протекает горная река с двумя притоками. Благодаря системе природных и рукотворных каналов с жерновами вековых мельниц это место иногда называют «Маленькой Венецией».

stonebridge 013Мы будем жить в уютных двухместных номерах со всеми удобствами. На территории отеля также есть бассейн и каждый день мы будем организовывать трансфер на море. Благодаря своему расположению на горе, отель изолирован от шума курортной жизни – это удивительно тихое и мощное место, в котором очень легко практиковать.

Стоимость: 

Проживание (в зависимости от категории номера) — от €450 до €540 с человека за 7 дней при двухместном размещении и двухразовом питании. При оплате проживания до 15 мая скидка 10%.

Если вы хотите приехать раньше, пожалуйста, обговаривайте это при регистрации. На территории есть также три виллы, в котрых может разместиться или большая семья или две пары. Если вы хотите приехать с детьми, спрашивайте о возможности забронировать виллу также при записи на ретрит.

csm_2-1_ad8ef83a86На данный момент мы не можем предложить одноместное проживание. Но если в конце записи на ретрит, в середине июля, у нас останутся свободные номера, то вы сможете занять двухместный номер в одиночку.  Если для вас крайне принципиально жить отдельно, предупреждайте администратора во время записи на ретрит.

Участие в ретрите:

Если вы хотите приехать только на первую или только на вторую часть:

— 30 000 руб. при оплате до 15 мая;

— 33 000 руб. при оплате до 15 июня;

— 36 000 руб. при оплате после 15 июня.

Семейным парам скидка 10 % на участие в ретрите, если оба человека практикуют.

Если вы хотите приехать на весь ретрит целиком с 29 июля по 13 августа

— 42 000 руб. при оплате до 15 мая;

—  46 000 руб. при оплате до 15 июня;

— 50 000 руб. при оплате после 15 июля.

Семейным парам скидка 10 % на участие в ретрите, если оба человека практикуют.

DSC_2647Детская программа во время ретрита

Одновременно со взрослой программой будет проходить детская программа, включающая в себя помимо практики внимательности скалолазание, каноьонинг, изучение фотоискусства и создания своего блога.

 

Предварительная запись и предоплата:

в размере 100% обязательны.

Число участников ограничено для того, чтобы бала возможность видеть каждого и работать с каждым индивидуально.

Условия отказа от участия в ретрите:  

Пожалуйста, имейте в виду, что при отказе от участия в ретрите меньше чем за месяц отель оставляет за собой право удержать какую-то часть вашей предоплаты, так как июль-август —  высокий сезон. Это нужно решать индивидуально при бронировании.

При отказе от участия в ретрите до 1 июля  предоплата возвращается в размере 100%. При отказе от участия до 20 июля предоплата возвращается с удержанием административного сбора 20%. При отказе от участия после 20 июля предоплата не возвращается. Однако если у вас возникнут чрезвычайные обстоятельства, мы обязательно рассмотрим их отдельно.

Важно:

Если в данный момент ваше психологическое состояние нестабильно — вы страдаете депрессией, тревожным расстройством, находитесь в серьезном стрессе, принимаете наркотики, — или если вы перенесли недавно серьезные заболевания, проходите восстановительный период после операции, пожалуйста, предупредите об этом отдельно. Особенно, если ваше состояние стало следствием других интенсивных медитативных практик. Если вы беременны, то прямых противопоказаний нет, но также, предупредите пожалуйста об этом заранее.

Дополнительная информация и запись на ретрит:

Анжелика — 8-903-780-34-59, novikajoy07@gmail.com

Чогьям Трунгпа Ринпоче, «Работа, секс, деньги». Глава из книги

Чогьям Трунгпа Ринпоче (1940 – 1987) — буддийский мастер, поэт, художник, основатель Института Наропы и Международной ассоциации «Шамбала Интернешнл», внёсший большой вклад в распространение на Западе учений Ваджраяны. В книге «Работа, секс и деньги» он рассказывает о том, как превратить эти составляющие нашей жизни в опору для практики. Увидеть природную священность работы, секса и денег и научиться жить в мудром согласии с их энергией.

Читать далее

Ретрит «Практика внимательности и пробуждение сердца», 23-30 декабря 2017 и 2-9 января 2018, Ко Самуи

samui-1Человек — это внимание. Человек становится тем, куда направлено его внимание.

В обычном состоянии мы по привычке направляем внимание во внешний мир, а также на эмоции и мысли, которые зачастую никак не контролируем. И тогда мы теряем себя в мире, причем часто в буквальном смысле — мы чувствуем, что мы как будто не в себе, что у нас нет сил и выбора, что мы не управляем своей жизнью.

Сегодня многие духовные учителя и мастера говорят о важности присутствия в настоящем, но мало где говорится о том, что присутствовать можно на разных уровнях. Как внимательность мы можем отражать семь уровней Бытия.

Между глубиной и интенсивностью присутствия начинающего практика и реализованного мастера будет огромная разница — мастер тоже присутствует здесь и сейчас, но его здесь — это все Бытие, его сейчас — за пределами времени, а его присутствие естественно и безусильно.

Метод практики внимательности подробно объясняет эту разницу в уровнях внимательности, механизм ее возникновения, и что должно быть сделано, чтобы можно было пройти весь путь целиком — от слабо-внимательного человека, чье присутствие ограничено размерами комнаты и локального времени, до просветленного мастера, чье присутствие безгранично.

Это метод нашего учителя, реализованного мастера, который был специально разработан для современных людей — живущих в городе, работающих и воспитывающих детей, не имеющих возможности уехать на три года в ретрит.

Этот ретрит будет состоять из двух частей

Благодаря большей длительности, мы даем сознанию больше времени для того, чтобы исцелить и наполнить наши тела. Дух — идеальный сквоттер, он мгновенно заселяется в любое пространство, которое хоть немного пригодно для его пребывания. Если мы делаем хоть один крошечный шаг ему навстречу, обращаем на него внимание — он мгновенно делает тысячу шагов настречу нам.

Часть 1

23 — 30 декабря: Практика внимательности и пробуждение сердца

Основная задача этой недели — спуститься из головы в сердце. Мы начнем ретрит в двух группах — для новичков и для тех, кто уже давно практикует  — а затем объединимся вместе для более глубокой практики.

В первый день новичкам будут показаны базовые методы практики внимательности: как перенести внимание сразу на слой сознания, не-ума, той пробужденности, которая всегда уже есть в нас, но на которую нас не учат с детства обращать внимание; как сделать это состояние присутствия устойчивым через возвращение внимания не только в физическое тело, но и в наши тонкие тела.

А затем оставшиеся дни мы посвятим углубленным практикам снисхождения из головы в наше духовное сердце.

Наше пробуждение начинается в сердце. Наше пробуждение начинается с пробуждения нашего духовного сердца. Если наше сердце закрыто, мы можем испытать пробуждение как пиковый опыт, но оно не станет нашим естественным состоянием.

Часть 2

2 — 9  января : Пробуждение вверх, пробуждение вниз. Практики трансформации и исцеления

В сердце Человек встречается с Существованием и рождается Человеческое Существо. Если мы знаем себя лишь как человеческую, смертную часть, мы неполны. Мы отдельны и испытываем страдания. Но если мы стремимся узнать себя лишь как дух, как чистое сознание, мы также будем неполны. Мы отсечем огромную, и прекрасную часть творения, связанную с миром материи и природы. Только в сердце мы начинаем узнавать себя как целое: Человек тает и растворяется в Существовании, а Существование пропитывает и исцеляет Человека.

Язык сердца — язык безусловной любви. В сердце есть место всему, что исключает наш ум: все, что было больным, скрытым, вытесненным, может найти свое исцеление в нашем духовном сердце. Это процесс Пробуждения вниз: мы открываем наше сердце тем напряжениям и той боли, которая накоплена в нашем физическом, эмоциональном и интеллектуальном телах, и позволяем нашему сердцу трансформировать эти напряжения.

Основная задача второй недели: обратить внимание на все то, из чего состоит наша повседневная жизнь. На наши отношения и эмоции, на наши убеждения и верования, на наше физическое тело с его болезнями и проблемами. На травмы прошлого и страхи перед будущим. На нашу работу и наш привычный способ жить в миру. Без такого снисхождения наша практика никогда не будет полна. Как бы мы не стремились вверх, эти непроявленные и неисцеленные части будут тянуть нас назад.

Мы также посвятим время практикам исцеления нашего физического и тонких тел.

Easy time-orchidsНа этом ретрите мы будем:

— учиться переносить внимание из головы в сердце и укореняться в сердце;

— знакомиться с языком сердца — тончайшими ощущениями, настроениями и чувствами, которые возникают до рождения мыслей;

— учиться практикам исцеления и преображения своей жизни из сердца;

— учиться практикам очищения нашего физического и тонких тел из сердца;

— работать с природными элементами — землей, водой, огнем, воздухом, пространством;

— учиться жить в миру, но оставаться в сердце.

Расписание: 

Мы будем заниматься в группе и индивидуально. Примерное расписание на день:

6:30 — 8:00 — утренняя практика

8:00 — 9:00 — завтрак

9:30 — 12:00 — индивидуальная практика на пляже и работа с природными элементами

12:30 — 15:30 — практика в группе

15:30 — 16:30 — обед

16:30 — 18:00 — время отдыха или индивидуальная практика

18:00 — 20:00— групповая практика

В общей сложности у нас будет 8-9 часов практики в день, что дает очень хорошее погружение.

Узнать больше о методе можно в этих статьях:

https://vnimatelnost.com/2014/06/17/что-я-имею-в-виду-когда-говорю-о-практи

/https://vnimatelnost.com/2013/02/23/в-чем-отличие-практики-внимательност/

Ведущие: 

Anastasia-3Анастасия Гостева. По первому образованию физик, по второму — психолог. Опыт медитации более 20 лет — 15 лет в традиции тибетского буддизма (практики ваджраяны и дзогчен), последние 10 лет под личным руководством реализованного мастера, который предпочитает не разглашать свое имя.

 

IMG_4403Александр Росс-Джонсон.  По первому образованию преподаватель боевых искусств, по второму психолог. Автор программ по практике внимательности для детей, учителей и родителей. Опыт медитации 8 лет, последние 6 лет также по руководством реализованного мастера.

 

easy3Место:

Небольшой отель 3* расположен вдоль пляжа Лаем Сор, в 2 минутах ходьбы от береговой линии. Гости живут в отдельных бунгало с кондиционером, состоящиз из двух комнат — спальни и небольшой гостиной. В каждом бунгало своя ванная. На территории также есть бассейн, детская игровая комната и маленькая библиотека. Дети до 6 лет живут бесплатно и на время занятий можно пригласить русскоязычную няню или нанять аниматоров для маленьких детей. (Подробности уточните при регистрации на ретрит).

Стоимость:  

Проживание — $245  с человека за 7 дней при двухместном размещении, завтрак включен. Одноместное размещение будет возможно, если у нас останутся свободные номера. Пожалуйста, предупредите администратора, что вы хотите жить одни при записи на ретрит. В этом случае проживание будет стоить $420 за 7 дней.

Участие в одном ретрите:

— 30 000 руб. при оплате до 1 сентября;

— 35 000 руб. при оплате до 15 октября;

— 40 000 руб. при оплате после 15 октября.

Участие в двух ретритах:

— 42 000 руб. при оплате до 1 сентября;

— 49 000 руб. при оплате до 15 октября;

— 56 000 руб. при оплате после 15 октября.

Семейным парам предоставляется скидка 10%, если оба человека принимают участие в ретрите.

Скорее всего, мы сделаем отдельную программу для детей на весь день. Но если это не получится организовать, для детей будет отдельная группа, в котрой они смогут познакомиться с практикой внимательности в светском формате — в том виде, в котором это делается в детских садах и школах США. В этом случае стоимость полутора часов практики — $10-15 занятие в зависимости от количества детей.

Предварительная запись и предоплата:

в размере 100% обязательны.

Число участников ограничено для того, чтобы была возможность видеть каждого и работать с каждым индивидуально.

Условия отказа от участия в ретрите:  

Пожалуйста, имейте в виду, что при отказе от участия в ретрите меньше чем за месяц отель оставляет за собой право не возвращать деньги, так как это высокий сезон.

При отказе от участия в ретрите до 1 ноября  предоплата возвращается в размере 100%. При отказе от участия до 10 декабря предоплата возвращается в размере 50%. При отказе от участия после 10 декабря предоплата не возвращается. Однако если у вас возникнут чрезвычайные обстоятельства, мы обязательно рассмотрим их отдельно.

Важно:

Если в данный момент ваше психологическое состояние нестабильно — вы страдаете депрессией, тревожным расстройством, находитесь в серьезном стрессе, принимаете наркотики, — или если вы перенесли недавно серьезные заболевания, проходите восстановительный период после операции, пожалуйста, предупредите об этом отдельно. Особенно, если ваше состояние стало следствием других интенсивных медитативных практик. Если вы беременны, то прямых противопоказаний нет, но также, предупредите пожалуйста об этом заранее.

Дополнительная информация и запись на ретрит:

Анжелика — 8-903-780-34-59, novikajoy07@gmail.com

Семинар «Знакомство с практикой внимательности и пробуждение сердца», 23-24 сентября 2017, Москва

Человек — это внимание. Человек становится тем, куда направлено его внимание. 

В обычном состоянии мы по привычке направляем внимание во внешний мир, а также на эмоции и мысли, которые зачастую никак не контролируем. И тогда мы теряем себя в мире Читать далее

Существуют ли чакры?

 

Рациональный светский подход к медитации, распространенный на Западе, часто не предполагает разговора о тонких телах человека или чакральной системе. В то время как во многих мировых традициях мудрости говорится о том, что такое представление о человеке крайне ограничено и может ограничивать вашу практику. Тибетский буддизм содержит множество учений о тонких энергиях тела, фокусом которых являются чакры или энергетические центры. В этом интервью журналу Dharma Life исследователь тибетского буддизма и преподаватель медитации Реджинальд Рэй рассказывает о том, реальны ли чакры и когда работа с ними может быть полезной, а когда — опасной.

Перевод ©  Ольга Турухина для Практики внимательности

Не могли бы вы описать представления о системе чакр в тибетском буддизме и тантре?

Согласно тантре, просветление изначально и неотъемлемо присутствует в теле. Направляя осознавание на тело, вы обнаруживаете, что чем дальше погружаетесь, тем с более изначальной, необусловленной и непроявленной энергией вы сталкиваетесь. Чакры начинаются в промежности, на самом изначальном уровне осознавания, и чем выше вы поднимаетесь, тем сильнее чакры связаны с проявлением этого осознавания. В пупке присутствует ощущение земли, стабильности и равностности; в сердце — чувство теплоты и сострадания; горло имеет дело с общением, выражением и связью, а голова — это скорее не концептуальный центр, а место, где энергия достигает своей высшей точки. Так что разные чакры ощущаются очень по-разному.

Чакры — это нечто «реальное» или нечто «символическое»? И как они соотносятся с представлениями западной психологии?

В тибетской традиции говорится, что в зависимости от нашего уровня реализации переживания тела будут разными. Одно такое переживание заключается в том, что тело — это физическая реальность, имеющая форму и очертания, однако с тибетской точки зрения, это «переживание» скорее является концептуальной интерпретацией, нежели непосредственным переживанием. Когда в медитации вы смотрите на прямое переживание воплощённости в теле, вы обнаруживаете, что в вашем теле нет ничего устойчивого и неизменного. Поэтому, на вопрос «Реальны ли чакры?», я бы ответил, что после многих лет исследования собственного тела в медитации обнаруживается, что тело не реально в смысле плотной, неизменной сущности. Когда вы отбрасываете свои концептуальные представления о теле, то обнаруживаете, что чакры образуют постоянно меняющееся энергетическое тело.

Бытует мнение, что нижние чакры связаны с сырой физической и сексуальной энергией. Так ли это?

Это понимание движения нью-эйдж, не имеющее практически никакого отношения к тому, что в действительности представляют собой чакры. Хотя энергия чакр по природе своей пуста, мы отождествляем их с другими известными нам вещами, такими как сексуальность. Но это лишь интерпретация. По сути нижняя чакра — это место блаженства, тепла и чистой энергии.

Нам следует подходить к этой области с осторожностью. В Университете Наропы в Колорадо я часто встречал людей, которых научили техникам работы с кундалини без надлежащей подготовки, и эти люди сообщали о неуправляемых переживаниях депрессии, запутанности или необузданной энергии. У них нет инструментов и знания, чтобы управлять этими экстремальными психическими состояниями.

Как вы применяете понимание, полученное из исследования чакр, когда обучаете медитации начинающих?

В ходе обучения я подчёркиваю, что просветление обнаруживается в теле. Это утверждение опирается на дзогчен, где говорится, что когда вы направляете осознавание  на тело надлежащим образом, вы обнаруживаете своё просветлённое состояние. Я также подчёркиваю, что в медитации мы видим: осознавание находится не в голове — оно во всём теле. Я не упоминаю о чакрах как таковых до тех пор, пока люди не начинают изучать ваджраяну, в связи с коннотациями, привнесёнными нью-эйдж, однако в переживаниях людей проявляются вещи, соответствующие тому, что мы считаем чакрами. Я поощряю учеников самостоятельно исследовать эти переживания. Затем я работаю с ними в индивидуальном порядке, поскольку у всех людей свои проблемы и сложности.

Одна ученица обнаружила, что её горло сильно сжато. Кроме того, я видел, что у неё были трудности с выражением своих мыслей и чувств, и мне показалось, что она ещё не нашла свой голос. Поэтому она старается расслабляться и быть в своём теле, что в определённой степени растворяет колебания, связанные с её голосом. Другие люди, слишком много живущие «в голове» и слишком слабо связанные с землёй, сообщают мне, что ничего не чувствуют ниже сердца. Я даю им практики дыхания, задействующие нижнюю часть живота, чтобы они могли попытаться развить осознавание этой части тела. Кажется, это помогает им чувствовать себя более заземлёнными и включить больше земных элементов в своё осознавание в целом. Так что на этом уровне мы говорим не столько о медитации на чакрах, сколько о корректировке дисбаланса.

Люди, немного дальше продвинувшиеся в медитации, часто начинают испытывать в своём теле потоки энергий. Связано ли это с тем, что когда мы успокаиваемся, энергия высвобождается?

Я бы не сказал, что она высвобождается. У нас на Западе нет терминологии, чтобы описать это — даже материалы тибетских учений очень стереотипны. Мне кажется, представление о высвобождении энергии основано на способе мышления, характерном для западной психологии, где энергия сдерживается. Я бы, скорее, сказал, что в наших телах и жизнях присутствует естественное течение энергии, подавляемое эго. Когда мы начинаем медитировать на теле и в нём, навязанная телу, энергетической системе и осознаванию структура эго начинает размягчаться, и наша энергия течёт более естественно. В ваджраяне говорится, что естественное состояние тела блаженно.

Характерны ли подобные представления для других систем медитации, и привносит ли система чакр в медитацию что-то особенное?

Предполагаю, что всё это есть в буддизме тхеравады, особенно в лесной традиции, хотя искать придётся не в тех практиках, которые доступны широкой публике. Однако тибетский буддизм опирается на поздний индийский буддизм, разработавший огромный арсенал техник для раскрытия мудрости тела. Ранние традиции сосредотачивались на других вещах и заложили фундамент. Поздние тантрические традиции сделали определённые аспекты медитативного опыта более явными и пронесли это понимание через тексты и устную передачу учений. Таким образом, тибетская традиция вносит гораздо больше подробностей в учения о теле. Этой традиции учили люди, проведшие свою жизнь в затворничестве и обнаружившие множество вещей, дошедших до нас как тантрические учения о чакрах.

Не могли бы вы рассказать о воззрении, лежащем в основе тантрических практик?

Тантрическая традиция работает с нераздельностью формы и пустоты, то есть открытого пространства нашего осознавания. Следуя по пути, мы обнаруживаем всё более и более глубокие уровни собственного не-существования, и в переживании медитации этому неразрывно сопутствуют энергетические феномены.

Для людей характерно физическое воплощение, а также ощущение «я» и «другого». В этом человеческом контексте существует два места работы с формой и пустотой. Существует «внешняя мандала» или внешняя практика: визуализация будд, повторение мантр и визуализация мира как проявления будд. Вы много занимаетесь этим первые десять—двадцать лет. Но в какой-то момент люди начинают обнаруживать, что тема формы и пустоты имеет выражение на тончайших уровнях их тел. Так что чакры — это места рождения формы и пустоты. В системе чакр есть различные места рождения, поэтому медитируя и общаясь с чакрами различными способами, вы работаете с различными энергетическими областями. Практика — это только вход, а дальше вы сами по себе.

Визуализация будды подразумевает представление в собственном сердце «семенного слога», символизирующего мудрость будды. Как это связано с чакрами?

Семенной слог в сердце представляет изначальную энергию, которая даёт начало всему. Практикующий обнаруживает такой уровень формы и пустоты, который лежит в основе всего в нашей жизни. Самый распространённый в тибетском буддизме семенной слог — это «хум», а именно вибрация, лежащая в основе нашего бытия. Когда вы прикасаетесь к ней, вы и есть будда, которого визуализируете. Мы визуализируем будду вовне, поскольку нам требуется форма, отличающаяся от человека, которым мы себя представляем. Эта форма связывает нас с качествами, которые требуются в мире. До тех пор пока мы отождествляемся с буддой как его воплощением в семенном слоге, всё, что мы делаем в мире, будет безупречным и полезным. Это означает быть полностью обнажёнными, бесстрашными и аккуратными с другими.

На следующем за этим уровне находятся эзотерические внутренние практики. Не могли бы вы рассказать о них?

Можно говорить о них обобщённо, однако тибетская традиция утверждает, что не следует сообщать неподготовленным людям конкретные техники, ведь если вы попытаетесь выполнить их без надлежащей тренировки, у вас могут быть большие неприятности. Эти методы являются способами установить связь с энергетическими областями, представленными чакрами, гораздо более непосредственным способом, чем обычно доступен людям. Будучи человеческими существами, мы никогда до конца не понимаем энергии любви, выражения или чего бы то ни было. Наше переживание этих энергий проходит через высокоразвитый процесс эго: желания, цели и т.д. Сексуальность — это одна из энергий, способных прорваться сквозь него, и именно поэтому люди так одержимы ей. Это такой особенный аспект их жизни, где им приходится отпускать.

Работая с чакрами, мы снимаем покровы со своей энергетической системы и встречаемся со своей энергией намного более непосредственно. Когда разорваны шаблоны эго, у нас остаётся, к примеру, спонтанное проявление любви к другим людям. Причина, по которой тибетский буддизм работает с чакрами, в том, чтобы исполнить Обет Бодхисаттвы о спасении всех существ. Мы должны воплотить великое сострадание Будды, в котором между естественным состраданием энергетического тела и другими людьми нет никаких преград.

Что особенного в таком сострадании?

Обычно, когда у нас возникает идея кому-то помочь, мы делаем это для себя в той же степени, что и для других. Однако энергия реализованного существа спонтанно возникает из пустоты таким образом, что точно отражает нужды другого человека. Однако такое выражение сострадания не обращает никакого внимания на социальные условности и часто может казаться неконвенциональным и возмутительным. Это называется Безумной мудростью. Трунгпа Ринпоче, принадлежавший к этой традиции, был настолько открытым и прямым, что пребывание рядом с ним могло приводить в настоящей ужас. Чем больше вы занимаетесь внутренней йогой в затворничестве, тем меньше вас сдерживают ожидания других людей.

Это рискованно. Часто встречаешь людей, которые, позанимавшись этими практиками, через какое-то время говорят: «Не думаю, что буду продолжать это делать». Если они будут продолжать, им придётся стать совсем другими. Я это уважаю — мы живём в крайне структурированном конвенциональном обществе. А что происходит с людьми, достигшими такого уровня реализации? Невозможно просто позаниматься этими практиками, а потом идти и жить своей обычной жизнью. Поэтому я не советую выполнять их всем своим ученикам, и сейчас их практикует лишь горстка людей. Так и должно быть.

С такими проблемами сталкиваются все практикующие или же тантрический подход бросает особые вызовы?

С ними сталкиваются все практикующие. Согласно буддизму, весь процесс просветления — это превращение несознательного в сознательное. Если взять модель Юнга, можно сказать, что 99% нашей осознанности бессознательно, а тибетская традиция говорит, что неосознанное воплощено в нашем физическом теле. Привнося осознанность в тело, в низ живота или в сердечный центр, вы открываете канал к бессознательному, к физическим тканям и костям. Процесс буддизма ваджраяны и его работа с чакрами не отличаются от того, через что проходят другие практикующие, однако в занятиях внутренней йогой и работе с чакрами присутствует высокая интенсивность.

Как эта практика повлияла на вас лично?

В каком-то смысле, она разрушила мою жизнь. Я не тот человек, которым мог себя представить 10 лет назад. Эти практики потрясают вас до самого основания и показывают, что вы скрываете от самих себя и где пытаетесь использовать духовность в качестве тонкого способа удержаться на плаву. Это очень сложно, но я говорю себе: можно и попробовать.

Чогьям Трунгпа говорил: «Если вы хоть как-то можете избежать духовной жизни, так и поступите». Она приводит вас к тому, что ваше эго сотрясается и подрывается, проходя испытание огнём осознавания, поэтому, вступая на путь, вы должны понимать, что стоит на кону. Мы сейчас говорим о настоящей духовности, а не о конвенциональном буддизме и людях, которые хотят, чтобы им стало хорошо после короткой медитации. Мы говорим о вовлечении в практику Дхармы на самом глубоком уровне.

Что касается моей собственной практики, я замечаю: чем больше я прикасаюсь к открытой, пустой и обширной области нерождённого ума и осознавания, тем сильнее естественно вытекающие из этого энергетические феномены. Эта энергия бросает вам вызов — она разрывает вас на куски, и именно поэтому тантрический путь считается таким радикальным и быстрым. Чем глубже пустота, тем мощнее энергетические феномены. Эта энергия не имеет никакого отношения к эго, и поэтому вы словно на самом деле вступаете в огонь, и он сжигает вас.

Чем больше вы открыты, тем больше ощущаете фундаментальную неопределённость в отношении жизни и смерти. У вас в буквальном смысле нет ничего, что вы могли бы назвать своим домом. Это ведёт вас в направлении более мощного присутствия, и жизнь становится сложнее, поскольку вы сильнее открываетесь её подлинной природе и всем её удивительным красотам и ужасам. В то же время вы становитесь энергичнее и сильнее, поскольку не пытаетесь создать себе уютного гнёздышка. Тогда у вас появляется ощущение жизни из природы будды, а не из позиции какого-то эго. Каждый миг на кону вся ваша жизнь. Я считаю, что нахожусь в начале этого процесса, но я вижу эту тенденцию в себе и в других.

Об авторе

Реджинальд Рэй учит в Университете Наропы и в Dharma Ocean Foundation в Крестоне, Колорадо (dharmaocean.org). Он является cтаршим учителем (ачарья) в традиции Шамбалы, основанной Чогьямом Трунгпой. Среди его последних книг «The Secret of the Vajra World: The Tantric Buddhism of Tibet» и «In the Presence of Masters».

Касаясь просветления телом

Практикуя медитацию ежедневно, мы действительно часто испытываем чувство облегчения и обретаем покой. Если мы практикуем год или два, мы можем обнаружить, что в нашей жизни происходят сдвиги в позитивном направлении. Но если мы практикуем двадцать или тридцать лет мы часто обнаруживаем себя в другом, гораздо более проблемном состоянии. Мы можем ощущать, что где-то в процессе сбились с пути и застряли. Читать далее

Ретрит «Ретрит Практика внимательности и йога под парусом», 27 мая – 03 июня, 03 июня – 10 июня, Турция

Как научиться жить здесь и сейчас, в настоящем моменте? Как перестать сопротивляться, а научиться принимать? Как позволить жизни отклониться от вашего сценария? Мы предлагаем программу по йоге и практике внимательности на борту парусной яхты в прибрежном плавании в Средиземноморье.

 

Ретрит состоится на парусной яхте, и природа, море, ветер, шум волн и тишина будут способствовать тому, чтобы мы могли:

  • избавиться от стресса и тревожности,
  • взять силы от самой природы и отдохнуть от суеты и бесконечного количества раздражителей,
  • стать более наполненными,
  • вернуть внимание к самому ценному, что у нас есть – к себе.

Вас ждут:

  • Ежедневные занятия йогой, дыхательными практиками и практикой внимательности под парусом и в уникальных местах на берегу
  • Парусное путешествие среди живописных мест Турции
  • Посещение необычных природных и исторических мест
  • Купание и солнечные ванны на борту комфортабельной яхты
  • Проживание в двухместных каютах со всеми удобствами
  • Двухразовое вегетарианское питание на борту
  • Возможность ужинов на берегу в прекрасных местах с неповторимой средиземноморской и турецкой кухней
  • И конечно уникальная возможность оказаться наедине с природой, с морем, ветром,  тишиной и собой.

 На этом ретрите мы будем:

— возвращать внимание к нашему телу, через тело познавать себя и свои реакции, как мы проявляемся в этом мире. Много работать c напряжениями, болью, блоками и болезнями физического тела. Развивать телесную осознанность, создавая хорошую коммуникацию между умом и телом;

— учиться быть внимательными, наблюдать и исследовать свои состояния, эмоции, чувства, мысли, суждения, убеждения и установки в момент их возникновения. Учиться принимать их и благодаря этому меньше зависеть от них, причинять меньше страдания себе и другим людям;

— учиться переносить внимание и пребывать в сердце – источнике мудрости и прямого знания, развивать свою способность интуитивного принятия решений. Учиться практикам очищения, исцеления и преображения своей жизни из сердца.

Расписание: 

07:00 – 08:00 — Подъем, купание, разминка, легкий завтрак

08:00 – 12:00 — Морское плавание, практика внимательности, групповая работа

12:00 – 14:00 — Отдых, купание, солнечные ванны, высадка на берег, индивидуальная практика

14:00 – 15:00 — Ланч

15:00 – 17:00 — Свободное время отдых, купание, солнечные ванны, высадка на берег, индивидуальная практика

17:00 –19:00 — Практика йоги, групповая работа

19:00 – 20:00 — Ужин

20:00 – 21:30 — Беседы под звездами, вечерняя практика перед сном

22:00 — Тихое время

Ведущие: 

Наталья Баженова

Психолог, сертифицированный коуч Международного Эриксоновского университета, сертифицированный преподаватель хатха-йоги и других методов нетрадиционного оздоровления, Московский университет йоги, 2016. Ведущая семинаров и регулярных групп по практике внимательности, управлению стрессом и эмоциями. Опыт личной практики йоги с 2008 года. Опыт медитации 5 лет, последние 4 года под руководством реализованного мастера.

Юлия Шешенева

Сертифицированный инструктор йоги по методу Айенгара с 2012 года.  Проходила обучение у преподавателей Б.К.С. Айенгара, институт RIMYI в Индии, г.Пуна.Имеет опыт преподавания в Индии, в Турции, в России. Занимается практиками внимательности с 2014 года. Помощник капитана во время ретрита. Ходила под парусом в акваториях Средиземного моря, в Атлантическом океане, на южном побережье Англии, а также в Андаманском море (Пхукет, Таиланд)

Игорь Холкин, яхтенный капитан

Сертификат Королевской Яхтенной Ассоциации Великобритании (Royal Yachting Association). Яхтсмен с 35-летним стажем, прошёл под парусами более 25 тысяч морских миль, включая два плавания через Атлантический океан и парусные путешествия по всем акваториям Средиземного моря. Участник многих парусных регат на Балтике, в Эгейском и Средиземном морях. Основатель парусного клуба и парусной школы в Анталии, капитан в яхтенном чартере, организовывает и проводит парусные круизы по Турции, Греции, Хорватии.

Условия проживания:

Участники парусного ретрита (6 человек) размещаются в трех двухместных каютах парусного катамарана Lagoon-421. В каждой каюте есть одна двуспальная кровать с постельным бельем, санузел (душ и туалет), комплект полотенец.

В салоне яхты расположены:

— полностью оборудованный камбуз (морская кухня) с газовой плитой, духовкой, холодильником и морозильником, мойкой, комплектом посуды и столовых приборов;

— дополнительный пресный душ на корме — чтобы ополоснуться после морского купания

— большое палубное пространство, дополненное сетками-батутами, на которых удобно принимать солнечные ванны (можно спать прямо над водой, как в гамаке);

— электроснабжение — 12 и 220 вольт; водоснабжение — холодная и горячая вода;

Стоимость: 

1300 евро с человека за неделю.

В стоимость входит:

Фрахт парусной яхты-катамарана.

Практики внимательности, занятия хатха-йогой на борту и на берегу.

Работа яхтенного капитана и помощника

Питание участников на борту (вегетарианское меню и напитки – чай, соки, вода).

Йога-коврики по числу участников. Материалы для йоги (пропсы, ремни, кирпичи).

В стоимость не входит:

Авиаперелет (перелет Москва-Даламан туда и обратно стоит от 13 до 15 тыс руб).

Трансфер от аэропорта Даламан до Мармариса — полтора часа (около 80 долларов такси, можно заказать трансфер на микроавтобусе группой).

Ужины в береговых тавернах и ресторанах (в среднем 30 лир на человека).

Индивидуальные консультации и занятия вне темы ретрита.

Предварительная запись и предоплата:

в размере 100% обязательны.

Так как оплата за лодку вносится полностью и не возвращается, при отказе от участия в ретрите мы сможем вернуть вам деньги только в том случае, если найдем вам замену.

Важно:

Если в данный момент ваше психологическое состояние нестабильно — вы страдаете депрессией, тревожным расстройством, находитесь в серьезном стрессе, принимаете наркотики, — или если вы перенесли недавно серьезные заболевания, проходите восстановительный период после операции, пожалуйста, предупредите об этом отдельно. Особенно, если ваше состояние стало следствием других интенсивных медитативных практик. Если вы беременны, то прямых противопоказаний нет, но также, предупредите пожалуйста об этом заранее.

Дополнительная информация и запись на ретрит:

Анжелика — 8-903-780-34-59, novikajoy07@gmail.com

После пробуждения… рост

Пробуждение — это цветение: бутон нашего сердца открывается в Бытие. Но, как и в природе, цветение — лишь начало. За ним должна появиться завязь. Из завязи должен созреть плод. А для этого часто садовнику нужно проявить внимание к саду. В случае практики медитации, мы должны стать таким внимательным и заботливым садовником сами себе. Читать далее

Семинар «Пробуждение и/или Взросление», Часть 1, 13-14 мая, Москва

Доводилось ли вам испытывать чувство, что одни взрослые люди как будто взрослее, чем другие? Замечали ли вы, что многолетняя практика медитации (йога, цигун и/или любые другие духовные практики) не обязательно помогает решить проблемы в отношениях, с деньгами, предназначением, здоровьем и другими «мирскими» вопросами?

Читать далее