Глубинное погружение, Книги, О методе
Comments 17

Дэниэл Ингрэм, “Развитие прозрения”, часть 1

insight-meditation-burst

Месяц назад я опубликовала здесь перевод статьи Джефа УорренаОпыт 30-дневного одиночного ретрита. Уоррен упомянул в ней своего учителя – архата Дэниэла Ингрэма и его книгу “Осваивая сущностные учения Будды”. Оказалось, что эту книгу можно не только купить на Amazon.com, но и прочитать бесплатно вот здесь.

Я собираюсь, по мере сил, перевести из нее какие-то главы, а со временем, возможно, и всю книгу. А пока что – первый отрывок. Я выбрала его потому, что во время практики чаще всего возникают вопросы именно такого рода – “Ой, а что это со мной? А это нормально? А это что сейчас было? Не опасно ли это?”. Если у вас тоже возникают такие вопросы, эта глава будет крайне полезна. Текст переводится с согласия автора.

Перевод © Анастасия Гостева

“Развитие прозрения”, часть 1

Развитие прозрения представляет собой совокупность стадий, которые прилежные медитирующие проходят на своем пути прозрения. Некоторые из “содержательных” или психологических озарений относительно самих себя могут быть интересным и полезным, но когда я говорю “прозрение”, я на самом деле имею в виду именно эти стадии. Просто для того, чтобы у вас был весь список до начала чтения этой главы, вот формальные названия этих стадий по порядку:

Стадии Пре-випассаны, 1-я Джхана випассаны (The Pre-Vipassana Stages, 1st Vipassana Jhana)

1. Ум и тело.
2. Причина и следствие.
3. Три признака

2-я Джхана випассаны (the 2nd Vipassana Jnana)

4. Возникновение и исчезновение

3-я Джхана випассаны, Темная ночь души, (The 3rd Vipassana Jhana, The Dukkha Ñanas)

5. Распад
6. Страх
7. Страдание
8. Отвращение
9. Жажда спасения
10. Повторное созерцание

4-я Джхана випассаны (The 4th Vipassana Jhana)

11. Спокойствие
12. Согласованность
13. Смена рода
14. Путь

Нирвана (Nirvana) (первое из двух значений)

15. Реализация

Пересмотр (Review)

16. Пересмотр

Я дам краткие описания каждой из этих стадий.

Я буду называть эти стадии их краткими названиями, их номерами, а иногда и на условном сленге. Официально их называют “Знание о…”, а затем стадия – например, «Знания об уме и теле”, – но я буду просто использовать часть после “о”. Их также называют “ньяна”, что означает “знания”, как правило, с номером – “первая ньяна”.

Обратите внимание, что я использую слово “стадия”, а не “состояние”. Это стадии обостренного прозрения в природу вещей, возможности непосредственно увидеть, как обстоят дела на самом деле, но они не являются стабильными состояниями – как это происходит во время медитации концентрации.

Группы, на которые они разбиты, относятся к джханам, которые будут рассмотрены более подробно позже, но они заимствуют свои перспективы и определенные фундаментальные аспекты у их эквивалентов в джханах шаматхи. В других отношениях они могут расходиться с опытом переживания чистых джхан шаматхи.

Одно из самых глубоких наблюдений относительно этих стадий состоит в том, что они странным образом предсказуемы, независимо от личности практика или от того, в какой традиции он медитирует.

Тексты двухтысячилетней давности описывают эти стадии так же, как люди, которые проходят через них сегодня – хотя какие-то отдельные вариации могут присутствовать, как сегодня, так и тысячи лет назад. Христианские карты, суфийские карты, буддийские карты тибетцев и тхеравады, карты каббалистов и индуистов – все они поразительным образом согласуются в своих базовых положениях.

Я случайно испытал эти классические переживания до того, как получил хоть какую-то медитативную подготовку, и я встречал много людей, с которыми произошло то же самое. Эти карты, буддийские или любые другие, рассказывают о чем-то, изначально присущем человеческому уму в процессе его развития – это можно назвать фундаментальной мудростью – и это что-то не имеет ничего общего с какими бы то ни было традициями, но имеет непосредственное отношение к тайнам человеческого ума и тела.

Эти карты описывают базовое человеческое развитие. Стадии, о которых идет речь, не буддийские, а универсальные – и буддизм лишь одна из традиций, в которой они описаны, хотя и невероятно хорошо.

Развитие прозрения обсуждается во многих хороших книгах – например, у Джека Корнфилда в “Пути с сердцем” (A Path with Heart) в главе «Растворение Я», которую я очень рекомендую прочитать. Очень обширное, тщательное и доступное толкование этой темы есть в книгах Махаси Саядо “Развитие прозрения” (The progress of insight) и “Практическая медитация прозрения” (Practical Insight Meditation), частично сокращенная версия которой включена в антологию “Живая Дхарма” (Living Dharma) Джека Корнфилда.

Следует отметить, что “Практическая медитация прозрения” – моя самая любимая книга всех времен по учению дхармы и у нее и близко нет конкурентов. Если вы когда-нибудь сможете прикоснуться к ней – сделайте это! Даже прочитать ту ее часть, которая появляется в “Живой Дхарме”, намного лучше, чем не прочитать ни страницы из нее.

Саядо У Пандита в книге “В этой самой жизни” (In This Very Life) так же описывает эту территорию, и это обязательное чтение для тех, кто любит списки и прямолинейную тхераваду, но при этом он оставляет за скобками множество сочных деталей. “Вишуддхи-марга” – текст, написанный Буддхагошей в V веке – также неплохо толкует данные стадии, а также содержит интересную информацию, которую трудно найти где-либо еще. Он, в основном, фокусируется на эмоциональных побочных эффектах, и таким образом упускает много полезных моментов.

Еще одна хорошая, но краткая карта появляется у досточтимого Кхенпо Картара Ринпоче в книге “Пути дхармы” (Dharma Paths). Ну и также вы можете заглянуть в книгу Бханте Гунаратаны “Путь безмятежности и прозрения” (The Path of Serenity and Insight) – если вы хотите хорошо изучить догматические основы. Это тщательная научная работа.

Книга Мэтью Фликштейна “Глотая реку Ганг” (Swallowing the River Ganges) – легкое описание основных представлений буддизма и содержит очень поверхностное толкование стадий прозрения. Это похоже на то, как если бы вы взяли учебник для мединститута и попытались изложить его языком учебника для пятиклассников. Она сосредоточена почти исключительно на эмоциональных побочных эффектах и таким образом упускает очень многое из того, что действительно достойно обсуждения. Но она написана с благими намерениями и вполне безобидна. Она ничего не добавляет к вышеупомянутым источникам, зато легко читается.

Есть также много других карт прозрения, гораздо менее доступных для понимания. “Тибетская книга мертвых: освобождение через слушание в Бардо” требует некоторого предварительного знакомства с этой территорией, иначе вам будет трудно разобраться в ее насыщенном символизме.

В сочинении Ибн Араби “Путешествие к владыке силы”, написанном в XII веке, содержится суфийская карта, но опять же – довольно трудно разгадать, что скрывается за образами средневекового символизма, если только вы уже лично не знакомы с этими стадиями. Она также предлагает очень интересные, но несколько загадочные описания высших стадий реализации.

Сочинение испанского Св. Хуана де ла Круса “Темная ночь души” вносит важный вклад в описание самых сложных стадий прозрения. Его карта называется “Лестница любви”. К сожалению, из-за перевода со средневекового испанского и необходимости разбираться в огромном количестве католических догматов, это тоже не самое доступное чтение.

Я настоятельно рекомендую вам изучить хотя бы некоторые из этих источников, в частности, первые пять. Хотя я считаю (и в этом я совершенно искренен и честен), что то описание стадий прозрения, которое я намерен здесь изложить, является самым всеобъемлющим и практичным объяснением этих стадий из всех, когда-либо написанных, в упомянутых выше книгах затронуто еще много важных моментов, на которые вам стоит обратить внимание.

Существует огромное количество ценной информации, которая была оставлена без внимания во всех этих источниках, – возможно, из-за Грибного фактора, но, возможно, также потому, что довольно сложно объяснить и описать все маленькие нюансы опыта прозрения во всех его возможных вариациях.

(Грибной фактор – довольно жесткий термин Ингрэма, которым он описывает большое количество западных практиков, которые предпочитают не задавать лишних вопросов и согласны, как грибы, расти в темноте на навозе, не замечая того, что это навоз и вокруг темно. Более подробно Грибной фактор описан в других главах – прим. перев.)

Таким образом, практиковать по большей части с учителем, который обладает личным опытом прохождения всех этих стадий (независимо от того, как он их называет) – является, возможно, самой хорошей идеей.

Терминологическая модель, которую я использую, ведет свое происхождение от древних комментариев к Палийскому канону тхеравады. Эта модель используется в основном в Бирме, но также, в некоторой степени, и в другие школах тхеравады. Практики дзен вполне осведомлены об этих этапах, так как все мастера дзен прошли через них и продолжают проходить сегодня, но они, как правило, не называют их или не говорят о них – и это типичный стиль дзен.

Это молчание может быть полезным, так как люди могут помешаться на всех этих картах, превращая их тем самым в тюрьму отождествления, порождая новые виды бесполезного знания, а также сделав их источником конкуренции. Это уродливая теневая сторона практики, основанной на достижении цели и ориентирующейся на карты, но она часто (хотя и не всегда) может быть преодолена простым честными осознанием этого факта.

Тем не менее, постоянное игнорирование этих карт со стороны практиков дзен может породить другие проблемы, и поэтому попытка найти баланс между их игнорированием и одержимостью ими приносит больше пользы, чем любой экстремизм.

К счастью, если медитирующий на самом деле оказался на территории прозрения, продолжительная правильная практика гарантирует, что все случится в свое время. Кроме того, когда известная всем пресловутая субстанция начинает нестись по трубам, карта действительно может помочь медитирующему не наделать слишком много обычных и заманчивых ошибок, свойственных данной стадии, а также даст ему уверенность, что он находится на правильном пути – особенно когда практик проходит некоторые жесткие или странные стадии.

Прохождение этих стадий может существенно искажать или окрашивать восприятие жизни практикующего до тех пор, пока он не научиться управлять этими процессами, и тогда понимание того, что происходит, может быть очень полезно при попытке пройти через эту территорию и не потерять при этом свою работу и взаимоотношения с близкими.

Те, у кого нет возможности использовать преимущества наличия карт или те, кто решит их игнорировать, могут оказаться гораздо более уязвимыми перед лицом психологических экстремумов и тех трудностей, которые иногда сопровождают прохождения таких стадий, как “Возникновение и исчезновение” и “Темная ночь души”.

В то время как многие люди не хотят изучать карты по самым разным причинам (например, из-за собственной неосознанной неуверенности), я подозреваю, что гораздо большее число людей могло бы пройти в своей практике гораздо дальше, если бы они знали о них. По крайней мере, карты наглядно показывают, что существует нечто гораздо большее, чем просто философия или психология.

Они также четко и недвусмысленно указывают на то, как разыгрывается эта игра – шаг за шагом, стадия за стадией, на то, что медитирующий ищет и, что более важно, почему он это ищет, и дают руководящие указания, как не облажаться на этом пути. Почему люди могут не захотеть узнать обо этом – совершенно вне моего понимания.

Карты добавляют сочные подробности в тот кажущийся гигантским разрыв между моментом, когда вы выполняете некую скучную и простую практику, и моментом, когда вы становитесь просветленным. Кроме того, предоставляя всю эту чрезвычайно точную информацию о том, что и как делать, вы возлагаете ответственность за прогресс или его отсутствие на самого медитирующего (то есть, на вас) – а именно так и должно обстоять дело с ответственностью. Если после прочтения этой книги вы не используете эту чрезвычайно мощную информацию на практике, это ваша собственная ошибка.

Существует немало свидетельств того, что отсутствие этой информации в тех традициях прозрения, которые не используют карты, было одним из основных препятствий на пути прогресса в практике. С другой стороны, карты могут иногда вызывать яростную конкуренцию и высокомерие в тех традициях, которые их используют, а также порождать вредную фиксацию на будущих целях. Пожалуйста, приложите максимум ваших усилий, чтобы избежать такого рода проблем.

Чем более интенсивна, последовательна и точна ваша практика, тем легче вам увидеть, как применять эти карты. Чем больше энергии, внимания и постоянства вы вкладываете в практику, тем более резким, даже шокирующим может стать прохождение этих стадий. Если же эти стадии разворачиваются в течение длительного периода времени и более мягко, вам может быть трудно заметить прогресс, хотя он проявится в любом случае.

По видимому, некоторые акценты в практике, – например такие, как практика “отмечания” (noting) в школе Махаси Саядо, особенно в интенсивных ретритах, – позволяют более ясно оценить полезность карт, и некоторым людям будет легче увидеть, как эти карты применяются на практике, чем другим.

Каждая стадия характеризуется очень специфическим усилением наших перцептивных способностей. Основные зоны, в которых мы можем совершенствоваться, – это ясность, точность, скорость, последовательность, открытость и принятие. Именно эти улучшения в нашем восприятии являются отличительной чертой каждой стадии и тем золотым стандартом, по которому каждая из стадий определяется и узнается.

На каждой стадии также существует тенденция к проявлению психического и физического экстаза (необычных проявлений). Это довольно предсказуемо на каждой стадии, но иногда и очень уникально. Когда мы стараемся определить, находимся ли мы на какой-то стадии, эти манифестации являются вторичными по отношению к увеличению порога восприятия.

Каждая стадия также стремится проявить (предъявить) конкретные аспекты нашей эмоциональной и психологической структуры. Они тоже удивительно предсказуемы, но эти феномены не так надежны для определения того, на какой стадии мы находимся. Эти проявления обычны и легко внушаемы, и скорее будут отличаться от человека к человеку. Тем не менее, если мы будем учитывать их при анализе изменения порога восприятия и проявлений экстаза, это может помочь нам получить более четкое представление о том, какая стадия была достигнута.

Кроме того, эти стадии проявляются в очень предсказуемом порядке, и поэтому обращайте внимание на общий паттерн стадий, следующих одна за другой – это может помочь вам получить представление о том, что происходит. Таким образом, читая мое описание этих стадий, обращайте внимание на отдельные аспекты: изменение порога восприятия, физический и психический экстаз, эмоциональные и психологические тенденции и, наконец, на то, как эта стадия согласуется с остальными.

Итак, медитирующий садится (или ложится, или стоит, и т.д.) и пробует начать осознавать каждое ощущение так ясно, как это возможно. Когда медитирующий обретает достаточную концентрацию, чтобы успокоить ум на объекте медитации, (то, что называется “сосредоточение доступа”), он может вступить в первую джхану, которая называется «1-я Джхана випассаны”, которая, в самом начале, в некотором смысле одинакова как для практики концентрации, так и для практики прозрения. Однако, поскольку речь идет о практике прозрения, медитирующий не пытается закрепить это состояние, но старается проникнуть сквозь три иллюзии – посредством осознавания Трех признаков.

Он пытается очень внимательно разобраться с тем, что такое тело и что такое ум, и как это, когда каждое из них присутствует и отсутствует. Он пытается очень четко осознавать фактические ощущения, которые составляют его мир – такими, какими они являются. Он пытается непосредственно обнаруживать Три признака от момента к моменту во всех возможных возникающих ощущениях, будь то в ограниченной области пространства (например, область ощущения дыхания), в движущейся области пространства (например, практика сканирования тела), в мире в целом (как это делается в практике осознавания без выбора), или используя любой другой метод или объект, или просто будучи живым и внимательным.

Таким образом, эта первая стадия отличается от первой стадии в практике концентрации, и медитирующий добирается до прямого и ясного восприятия Знания о…

1-я Джхана випассаны

1. Ум и Тело

Вдруг случается внезапный сдвиг – и психические феномены словно отодвигаются от иллюзорного ощущения “Наблюдателя” и просто присутствуют там, в мире, вместе с ощущениями остальных пяти дверей восприятия. Это важное прозрение, так как оно показывает нам четко и прямо, что мы – не “наш ” ум и не “наше” тело. Это также действительно приятное, ясное состояние, связанное с переживанием единства (на самом деле, это пока что скорее состояние, чем стадия), и люди могут попытаться удержать его – так же, как это может случиться с 1-ой джханой – и застрять в нем.

В первый раз, когда вы оказываетесь на стадии Тела и ума, реальность может показаться чуть более блестящий, сияющей, чем обычно. Мы можем чувствовать себя более живым и подключенными к миру. Для некоторых это может проявиться с необычайной силой, наполняя их огромным чувством единства или универсального сознания. Другим это может показаться не очень глубоким переживанием.

После чувственного переживания того, что как умственные, так и физические феномены могут быть ясно наблюдаемыми (со стороны), становятся очевидными связи и отношения между телом и умом. На первой стадии становится совершенно очевидно, что обычно имеется в виду, когда говорится о “дуалистическом расколе”.

Где-то на первой стадии, либо непосредственно перед ней, либо вскоре после нее, могут возникать странные боли в челюсти с одной или с другой стороны, напряжение в горле и некоторые другие неприятные физические явления. Несмотря на это, вскоре вы начинаете легко видеть, что каждое такое ощущение сопровождается необработанным (умом) психическим впечатлением, и что намерения предшествуют действиями и мыслями (см. обсуждение непостоянства в Части I, в главе “Три признака”). Таким образом, мы приходим к …

2. Причина и следствие

На этой стадии отношение между психическими и физическими явлениями становится очень ясным, а иногда и “трескучими”. Радость и изумление стадии “Тело и ум” исчезли, и теперь взаимодействие между умом и телом выглядит несколько механическим. Движения, такие как ходьба, или дыхание могут стать отрывистыми и резкими – так как есть намерение и движение, ощущение и интеллектуальное впечатление от него, причина и следствие. Все происходит таким образом, что может показаться в некотором роде жестким, как у робота.

Вы направляете внимание на ощущения – и дыхание немного движется. Вы останавливаетесь в своем наблюдении – и дыхание останавливается. Вы переключаете внимание быстро – и дыхание становится быстрым. Вы замедляете движение внимания, и дыхание следует за ним. Некоторые практики в этот момент прекращают делать технику “отмечания”, так как они думают, что они испортит их дыхание. Совет – продолжайте “отмечать” быстро, и не беспокойтесь о дыхании.

Помните, как я рекомендовал вам постараться испытывать от одного до десяти ощущений в секунду друг за другом, отмечая, какие из них были психическими, а какие – физическими? На этой стадии медитирующий, наконец, может сделать это с достаточной степенью мастерства, уверенности и последовательности.

Те, у кого сильнее тяга к концентрация или склонность к таким вещам, могут обнаружить мысли и, возможно, даже видения причин и следствий в макроскопических масштабах – как прошлые действия или обстоятельства привели к определенным последствиям; как некоторые события привели к новому воплощению; как некоторые предыдущие жизни привели к каким-то событиям в настоящем – и в целом могут обнаружить, что они способны интуитивно постигать аспекты работы кармы так, как они не могли делать раньше.

Когда медитирующий все более ясно осознает начало и конец каждого из этих ощущений, а также раздражение, вызванное этой отрывистостью и резкостью, а также тот факт, что, кажется, все это происходит само по себе, он начинает напрямую воспринимать …

3. Три признака

Три признака – непостоянства, отсутствия удовлетворения и отсутствия эго (или не-я) – становятся преобладающими, и это хорошо, так как они являются фундаментальной основой прозрения. На этой стадии становится совершенно ясно, что намерения и действия, ощущения и знания о них, и все составляющие этого опыта, быстро возникающие и исчезающие, немного раздражающие, не поддаются нашему контролю и не являются нами. Кроме того, так как эти ощущения являются наблюдаемыми, в том числе и необработанные психические впечатления, которые следуют за ними (“сознание”), вся совокупность тела и ума не является отдельной личностью. Это всего лишь часть во взаимозависимом мире.

Эти признаки становятся все более и более ясными, а также проявляются все более и более быстро, так как медитирующий старательно уделяет пристальное внимание тому, что происходит в каждый момент времени. Для тех, кто занимается практикой отмечания – где-то на этой стадии ваша скорость и точность могут стать такими быстрыми, что вы больше не сможете отмечать каждое ощущение, которое вы испытываете. Переходите к более общему отмечанию, моно-слоговому – например, “бип” на каждое ощущение, которое вы переживаете, независимо от того, что это было – или вообще перестаньте делать эту технику, просто замечая неприукрашенные ощущения – как они приходят и уходят. На данном этапе, практика начинает действительно взлетать, несмотря на то, что эта стадия, как правило, довольно непривлекательная.

Эта непривлекательность, как правило, главным образом физическая, хотя эта стадия также может вызвать многочисленные мрачные чувства и желание отречься от как от мира, так и от практики. Иногда в начале этой стадии люди могут чувствовать себя в большей или в меньшей степени уязвимыми, ранимыми и раздражительными – как при мигрени или при ПМС. Я, бывало, часами лежал на кушетке, обхватив голову руками, и просто мечтая о том, чтобы эти ранние стадии не вызывали столько боли и страдания.

Также могут появиться странные скручивания тела, одержимость позой, болезненные напряжения или другие странные ощущения, особенно в спине, шее, челюстях и плечах. Эти напряжения могут сохраняться даже тогда, когда вы не медитируете, и быть весьма раздражающими и даже изнурительным. Обычно самые частые рецидивисты – ромбовидная и трапециевидная мышцы.

Очень часто практик садится, принимает хорошую позу, а затем обнаруживает себя скрючившимся в какой-то нелепой и совершенно неудобной позе. Вы снова садитесь ровно, а вскоре обнаруживаете, что все повторилось. Это классический паттерн стадии “Три признака”. Люди иногда описывают это как ощущение, что какая-то мощная энергия заблокирована внутри и хочет вырваться наружу или прорваться сквозь этот блок внутри тела.

На этой стадии также может возникать жар и ощущения, как при лихорадке. Ваши спина и шея могут стать очень жесткими, одеревенелыми – с одной или с обеих сторон. Порой может возникать ощущение, что правая и левая стороны тела отличаются друг от друга.

Самый просто способ избавиться от этих неприятных физических проявлений – это продолжать практиковать, исследуя каждый из Трех признаков, либо любой иной изначальный объект, который был выбран. Это обычные переживания в начале каждого ретрита, особенно в первые несколько дней.

Попытки бороться с ними другими способами (растирая спину или еще как-то), похоже, помогают только временно, а иногда и усугубляют эти ощущения, хотя хатха-йога и любые телесные практики, выполняющиеся с большой степенью осознанности, могут оказаться полезными.

Обычно на этой стадии медитирующие начинают обращаться ко всевозможным специалистам – от ортопедов и зубных врачей до хиропрактиков и специалистов по телесно-ориентированной терапии. Например, я во время одного из проходов через эту стадию избавился от зуба мудрости – потому что я думал, что он выводит мою челюсть из равновесия, и, возможно, это так и было, но при том также ясно, что ситуация усугубилась именно на данной стадии практики.

Даже если эти неприятные физические проявления и утихнут на некоторой время, они скорее всего снова будут возвращаться до тех пор, пока ваша внимательность не усилится и вы не продвинетесь дальше этой части третьей стадии. Поэтому если вдруг вы обнаружите, что эти состояния мешают вам в вашей жизни, я советую продолжать непрерывную, педантичную практику, принимая все происходящее. Это та стадия, когда решительные усилия и незамедлительное исследование возникающих ощущений действительно окупаются.

Некоторые традиции относятся к подобным физическим проявлениям как к “энергетическому дисбалансу” или описывают их в столь же негативном ключе – и я понимаю, где лежат истоки таких представлений – но тем не менее, я считаю такие убеждения ограничивающими. Я, напротив, рассматриваю эту стадию в более широком контексте – как еще одну фазу практики. Хотя другие люди могут сочинять очень странные истории, чтобы объяснить эти переживания

Одна моя приятельница как-то наткнулась на эту ньяну во время ретрита, решила, что происходящее крайне неприятно, бросила медитировать и начала долго и нудно сочинять в своей голове всевозможные фантастические истории о том, что во всем виноват бедный парень, сидящий рядом ней – он якобы был очень зол и это вызывало в ней напряжение. Разумеется, это не помогло – и она просто застряла там, где была.

Я научился приветствовать эти странные проявления как ясно различимые знаки прогресса на моем пути. Они – четкие объекты для медитации, и каждый раз убеждают меня в том, что я двигаюсь верным курсом. К сожалению, научить этому других непросто. По правде сказать, эти проявления могут показаться полным дерьмом, но способность принимать и ценить то, что происходит на тяжелых стадиях практики, крайне важна, и чем дальше, тем более важной она становится.

По мере того, как ум набирает скорость и действительно видит, как каждое ощущение в теле и в уме приходит и уходит, стробоскопическая смена причин и следствий также может стать очень быстрой и отчетливой. И, похоже, эти физические движения и спазмы помогают ослабить физическое напряжение, которое порой сопутствует этой стадии, и являются знаками прогресса в практике.

И тогда следует 2-я Джхана випассаны – “Возникновение и исчезновение”.

17 Comments

  1. Pingback: Дэниэл Ингрэм, “Развитие прозрения”, часть 3 | Практика Внимательности

  2. Pingback: Дэниэл Ингрэм, “Развитие прозрения”, часть 3 | Практика Внимательности

  3. Pingback: Дэниэл Ингрэм, «Развитие прозрения», часть 3 | Практика Внимательности

  4. Pingback: Дэниэл Ингрэм, «Развитие прозрения», часть 5 | Практика Внимательности

  5. Pingback: Дэниэл Ингрэм, «Развитие прозрения», часть 4 | Практика Внимательности

  6. Pingback: Возможности для практики | Будда в городе | Простой путь для сложного мира

  7. Pingback: Дэниэл Ингрэм, «Развитие прозрения», часть 5 | Практика внимательности

  8. Pingback: Дэниэл Ингрэм, «Развитие прозрения», часть 3 | Практика внимательности

  9. Pingback: Инженеры просветления written by Anastasia Gosteva | YOGA VINYASA FLOW

  10. Ингрэм просто взял тексты Саядо У Пандита и добавил туда своих фантазий. Например, странные физические и психические явления, которые он описывает – это просто следствия негармоничного, нецелостного протекания энергий – вследствие негармоничного, нецелостного направления внимания.
    Это проявления привязанностей (например, через мышечные привычки напряжения, которые усугубляются, когда естественное внимание заменяется ограниченной концентрацией при неправильном способе медитации).
    А стадии випассаны тут ни при чём.

    • Я практикую в другой традиции, но согласна с вами про негармоничное течение энергии. Просто сейчас многие люди практикуют в городе, без мастеров, сами, и порой у них возможности исправить это самостоятельно. И тогда книга Ингрэма становится для них облегчением – о, я не один такой.
      Еще есть категории практиков, которым нравится усиливать такие феномены – как проявление того, что с ними происходит масса вещей, отличающих их от обычных людей. Ну и я бы добавила, что тхеравада, насколько мне известно, не рассматривает первоэлементы и не работает с ними напрямую, как тибетский буддизм. Но структура тел человека, баланс элементов в нем, сильно влияет на то, как будет разворачиваться медитативная практика.

      • “книга Ингрэма становится для них облегчением” —
        Или люди морочат себе головы и начинают бояться медитировать… Лучше давать нормальное объяснение, что это такое и как на самом деле с этим справляться.

        “Еще есть категории практиков, которым нравится усиливать такие феномены” —
        И что, они успокоятся и перестанут усиливать? Наоборот, будут нагнетать у себя такие отклонения — это же представлено как знак прогресса!..

        “баланс элементов в нем, сильно влияет на то, как будет разворачиваться медитативная практика” —
        Можно обходиться довольно простыми средствами, такими как визуализация тающего масла на макушке; даосская микрокосмическая орбита и внутренняя улыбка; общая расслабленная осознанность тела и окружающего (Безмолвное Озарение), расширение чувств Кум-нье и т.п.

        И фантазии Ингрэма тут ни к чему. Лучше не обращать внимания на его писания вообще. Саядо У Пандита хотя бы пишет о своей прогрессии “випассана джхана”, что это **типичная последовательность при обучении с учителем**… То есть, это можно понять как последовательность обучения, а не “универсальную карту”. Причём, последовательность странноватая. Обычно в буддизме — начиная с Шакьямуни — такие вещи как отречение, страх и отвращение ставят в начале. А осознание безличности (из “Трёх признаков”) — это почти самый конец. Не так ли?

        И вот, далеко не типичную, учебную последовательность Саядо — Ингрэм представляет как универсальную модель?.. -_^

        И увешивает массой, мягко говоря, неожиданных деталей?..

        Напоминает писания тех гениев, которые из номера своего дома и квартиры выводят Глобальную Схему Творения Вселенной, а заодно предупреждают о смертельных опасностях в приготовлении яичницы…

Leave a Reply