То, как проходят наши ретриты, сильно отличается от типичного ретрита по випассане или дзен. Этот текст о том, чего вам стоит ждать на нашем ретрите, а чего — нет.
МЕТОДЫ
Все наши длительные ретриты так или иначе посвящены методам пробуждения и раскрытия сердца. Но так как этих методов огромное множество, и есть много нюансов, на разных ретритах мы больше уделяем внимания разным темам. Когда-то больше работаем с базовым методом, изучаем метод циркуляции и учимся в принципе находить и чувствовать присутствие. Когда-то больше работаем с первоэлементами, когда-то — с исцелением личных травм и всех аспектов нашей жизни при помощи методов трансформации, когда-то — со Смотрящим (Свидетелем), тонкими телами, их наполнением и исцелением, когда-то изучаем практику йоги сновидений и формирование сознательного тела.
Опыт показывает, что мы можем планировать и анонсировать определенную программу, но в реальности программа ретрита возникает в тот момент, когда вся группа собирается в первый вечер практики, и можно увидеть и почувствовать состояние участников. Чаще всего в начале ретрита участники уставшие и довольно опустошенные, поэтому первые два-три дня обычно посвящены практикам расслабления, отпускания, базового присутствия, чтобы потом, наполнившись, пойти глубже.
Важно несколько аспектов:
-
мы практикуем сидя, стоя, лёжа, в движении – то есть нам важнее присутствовать, чем выбрать идеальную позу и любой ценой, через боль и сопротивление придерживаться её. Это не значит, что мы не уделяем внимания выстраиванию структуры на уровне тела — уделяем и много. Это и есть физиология пробуждения. Но мы идём через отпускание, расслабление, принятие и исследование;
-
наш основной упор — практика, а теория призвана подкрепить ваш личный опыт. То есть в течение двухчасовой сессии практики мы будем говорить минут 30 максимум, и 1,5 часа практиковать, а не наоброт;
-
мы учимся срединному пути в обсужении нашего опыта — открыто обсуждаем все аспекты практики и нашего опыта, но учимся не впадать в экзальтацию по поводу собственной “пробужденности”;
-
подбираем методы под текущий уровень внимательности участника — часто разные участники делают немного разные вариации одного и того же метода, чтобы получить мауксимальную пользу от практики;
-
уделяем много внимания “пробуждению вниз” — работе с нашей текущей жизненной ситуацией: здоровьем, отношениями, работой, финансами, психологическими проблемами и любыми другими темами, которые требуют нашего внимания.
Хотя людям, у которых нет опыта длительной практики, часто кажется, что медитировать неделю — это что-то невероятное, по опыту, только через неделю обычно и начинает достигаться какая-то глубина и относительная стабильность присутствия. Мы начали делать длительные, двухнедельные ретриты именно потому, что участники говорили, что им не хватило недели. Но мы выстраиваем практику таким образом, чтобы даже начинающим было легко — потому что дух движется туда, где легко.
На каждом таком ретрите мы проводим несколько сессий непрерывной практики продолжительностью четыре часа. Четыре часа непрерывного присутствия — это первая джана шаматхи. И я имею в виду именно присутствия, а не сидения, из которого мы присутствуем 5 минут. В среднем на наработку этих четыре часов нужно три-пять лет. Но если целенаправленно создавать условия для наработки этих четырёх часов, то это может произойти быстрее. Обычно мы 50 минут сидим и 10 минут ходим, продолжая практику в движении.
Начинающие могут в какой-то момент уйти на один из часов, отдохнуть и потом вернуться. Но благодаря групповой энергии у нас есть примеры, когда даже впервые начавшие практиковать на ретрите люди проходили необычайно глубоко за эти четыре часа.
Именно четыре часа непрерывного присутсвия позволяют перейти в состояние, когда присутствовать становится естественнее, чем отвлекаться. То есть наша практика становится безусильной. В классических текстах это называется “вхождением в поток”, stream-entry.
ГРУППА
Наши ретриты проходят в небольших группах до 20-25 человек. Часто в начале ретрита с новичками занимается один преподаватель, а с продолжающими другой. Благодаря этому на ретрит может приехать любой человек, которому интересны наши методы и есть желание с ними познакомиться. Но если группа небольшая или нет возможности арендовать второй зал, мы сразу начинаем в обще группе.
Нам важно видеть каждого человека и помочь ему настроить практику именно под его особенности: структуру тонких тел, баланс элементов, текущее физическое и психо-эмоциональное состояние. Например какие-то методы усиливают элемент ветра. Если к нам презжает человек на грани нервного срыва, у которого и так сильный дисбаланс ветра, мы будем давать лично ему практики заземления, усиления элементов земли и воды, практики наполнения и восстановления эфирного тела. И наоброт, человеку с переизбытком земли и воды мы спокойно предложим практики, усиливающие огонь и ветер или элемент пространства.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Мы стараемся говорить о сложных вещах человеческихм языком. В тибетском буддизме есть два варианта обучения, которые называются “для старушки” и “для ламы”. Обучение “для старушки” основано на понимании, что у неё осталось мало времени жизни, а критически важно помочь этой условной старушке пережить прямой опыт присутствия, вспонить, хотя бы ненадолго, своё естественное состояние, что бы она могла опираться на этот опыт в момент смерти. А углубленное изучение философии может оказаться непозволительной рокошью — пока она будет изучать термины и подходы разных буддийских школ, она потратит время, которе важно было посвятить вспоминанию себя. А вот тому, кто смолоду готовится стать “ламой” необходимо подробное и детальное изучение теоретических основ и философии.
Мы исходим из того, что большинство приехжающих на наши ретриты находятся, скорее, в положении “старушки” — они работают полный день, у них семьи, дети, учеба, ипотека, бизнес, обязательства и много чего ещё. И нам нужно использовать неделю или две недели ретрита, чтобы помочь человеку ощутить на личном опыте вкус присутствия, порадоваться ему, пережить, пусть на миг встречу со своим открытым сердцем, нежели тратить часы на разговоры или изучение сложной, непривычной терминологии.
Поэтому мы минимально используем санскритскую, тибетскую и любую другую терминлогию, а если используем, то привязывая это к непосредственному медитативному опыту. Мы также стараемся показать, как все эти практики могут и должны использоваться в реальной, повседневной жизни вне ретрита.
МЕСТО
Мы обычно выбираем небольшой отель целиком или ретритный центр — чтобы кроме учаcтников ретрита в нем не было других людей. Это уединенные места, окруженные дикой природой, чтобы в перерывах между сессиями участники могли продолжить неформальную практику: на прогулке, в лесу, в горах. Если это отель, то 3-4 звезды, если ретритный центр, то соответствующий по уровню сервиса и комфорта.
Также мы ищем места с хорошим балансом первоэлементов — у воды, в тепле, на возвышенности, — чтобы внешний баланс элементов поддерживал и помогал выравнивать внутренний баланс. Зимой это всегда места более тёплые, чем Россия — так как для раскрытия сердечного центра нужен жар, пробуждающийся в пупочном центре и в третьем теле. А этот жар легче пробуждается, когда снаружи также тепло.
При этом есть прямая зависимость между температурой и качеством ясности — сильная жара в 35-40 градусов тоже будет мешать практике, снижая ясность. Поэтому мы стараемся избегать слишком жарких мест. И почти всегда, когда возможно, мы ищем место на возвышенности, хотя бы на одну из частей ретрита, так как это усиливает элемент пространства — именно поэтому для практики всегда уходили в горы.
На каждом ретрите мы учимся через сердце взаимодействовать с новой местностью — с элементами местности, с сущностями, живущими в этой местности на разных уровнях. Сердце можно уподобить бутону — оно раскрывается, наполняясь вибрациями разной частоты и качества. Поэтому мы ищем под наши ретриты разные места в разных уголках Земли — чтобы наши сердца наполнялись разными частотами.
ПРОЖИВАНИЕ
Медитативная практика по многу часов в день — это одновременно и отдых, и работа. А большинство участников наших ретритов — работающие горожане, которые проводят много времени в офисе, часто находятся в стрессе, и использует для поездки на ретрит свои отпуска. Поэтому мы стремимся сделать проживание на ретрите максимально комфортным, чтобы неудобства не создавали дополнительных напряжений и не отвлекали от медитации.
Мы предлагаем одноместное и двухместное размещение, во всех номерах всегда есть ванная комната, холодильник, кондиционер. Мы ищем красивую и гармоничную атмосферу, чтобы участникам хотелось вернуться в это место ещё не раз.
ПИТАНИЕ
На наших ретритах нет строго вегетарианского питания. Это делается для того, чтобы участники учились слушать свое тело и свое сердце и могли выбирать еду, прислушиваясь к подсказкам сердечного центра.
Мы не запрещаем пить вино, и даже больше — мы с удовольствие пьём вино, отмечая Новый год и Рождество на наших новогодних ретритах. И и при этом учимся наслаждаться этим моментом и на уровне физического тела, и сохраняя присутствие.
Если у вас есть ограничения по питанию и пишевые аллергии, повара всегда готовы это учесть и подготовиться.
СЕМЕЙНЫЙ ФОРМАТ
У работающего горожанина в среднем всего 28 дней отпуска в году. И часто человек оказывается перед выбором: провести отпуск с семьей и детьми или поехать на ретрит. Для того, чтобы начать видеть ощутимые резлуьтаты практики, желательно, чтобы у вас была хотя бы неделя регулярной практики по 5-6 часов в день. Именно поэтому на все наши ретриты мы приглашаем приезжать с семьями.
Но если члены вашей семьи не собраются практиковать, мы просим их относиться с уважением к практике и соблюдать тишину во время сессий медитации.
До недавнего времени самой юной участнице нашего ретрита было три месяца, и пока ее мама медитировала, она гуляла с няней.
Узнать обо всех наших длительных ретритах и записаться можно здесь: https://vnimatelnost.com/практика/ретриты-практика/
Наша группа на FB — https://www.facebook.com/groups/vnimatelnost
Канал в Телеграм — https://t.me/Vnimatelnost