В жизни, В личном развитии
Comments 2

О чудесах и помощи вселенной

Микеланджело Буонаротти, “Сотворение Адама”

На днях я переписывалась с моей знакомой-психотерапевтом. “Перед Новым Годом сильна вера в чудеса и многие часто бросают терапию, — написала она мне. — А потом в начале января все опять подтягиваются”. В связи с этим ее замечанием я вспомнила вот этот текст, написанный пять лет назад для журнала Yoga Journal, и решила выложить его здесь.

«В Рождество все немного волхвы» — мы загадываем желания, мечтаем о чудесах и ищем подтверждений, что они обязательно сбудутся. Новый год и Рождество — время подарков и перемен, обновления и надежд, время, когда кажется, что Вселенная просто обязана услышать наши просьбы и — выполнить их.

Не знаю как у вас, а моя лента на Facebook наполнена вдохновляющими фотографиями и цитатами учителей всех возможных традиций, которые утверждают, что возможности человеческого ума безграничны, и что мы сами — творцы своей реальности и своего будущего. Для обоснования этого тезиса в ход идет квантовая физика и новейшие нейронаучные изыскания: мысль материальна, поэтому вы можете иметь все, что захотите, делать все, что захотите, и все ваши мечты обязательно сбудутся — нужно только правильно сформировать намерение и отправить запрос во Вселенную. Потому что мы, люди — не кто-нибудь, а духовные существа.

Я тоже верю в то, что мы — духовные существа. Вот только мне кажется важным уточнить: а что это значит в действительности — быть духовным существом? (Вопрос о том, что имеется в виду под Вселенной, тоже довольно запутан, но обсуждать его здесь не позволяет короткий формат этого блога.)

 

Почти 20 лет назад я приехала в ашрам к индийскому святому Саи Бабе. Считалось, что если написать Саи Бабе письмо, и он его у тебя возьмет, то все твои просьбы, изложенные в этом письме, будут выполнены. И вот, в католическое Рождество (я расценила это как знак, разумеется), Саи Баба взял у меня письмо, в котором я просила его избавить меня от страха и тревоги и помочь начать каждый день медитировать, не отвлекаясь на мирские дела. Мое наивное воображение рисовало вполне идиллическую картину: наступает одно прекрасное утро, я просыпаюсь, ни о чем не тревожась, и погружаюсь в глубокое самадхи.

Спустя две недели, в Москве, я проснулась с температурой 40,5 и погрузилась в «Скорую помощь», а из нее — в инфекционное отделение ЦКБ, где в моем организме обнаружили сразу три штамма брюшного тифа, которых не брали никакие антибиотики. Три с половиной недели я провела в одиночной палате в тифозных галлюцинациях, во время которых успела познакомиться с богами и демонами как минимум трех известных мне религий и не раз вспомнить роман Пола Боулза «Под покровом небес» (в котором главный герой умирает от тифа в Африке).

Вдобавок ко всему до меня доходили слухи об угрозе увольнения с работы и возможности остаться без средств к существованию, а врачи разводили руками и говорили, что вообще-то, раз я еще не умерла, то на 28-й день у меня должен появиться иммунитет. Бинго!

К концу этого месяца страха и тревоги во мне действительно не осталось − на них уже не было сил, как и на то, чтобы просто встать с кровати: все, что я могла делать — это ежедневно медитировать в редкие моменты прояснения.

Помогла ли мне Вселенная? О да! Но формат этой помощи явно не был со мной согласован. Имело ли место чудо? Врачи считали, что несомненно: никаких осложнений после трех месяцев тифа — медицинский феномен. Но это было не то чудо, о котором обычный человек мечтает в Рождество и Новый год.

Эйнштейн утверждал, что Бог не играет с нами в кости. Возможно. Но мне кажется, что Бог играет с нами в массу других увлекательных и развивающих многопользовательских игр. И их правила нам приходится выяснять на личном опыте и часто по ходу игры.

 

С нейробиологической точки зрения человек — это внимание. Внимание определяет все наши базовые жизненно важные функции — от двигательных функций, самоосознавания и способности контактировать с внешним миром и другими людьми, до самых утонченных форм медитации. Внимание в буквальном смысле формирует нашу реальность.

Если принять это за отправную точку, то станет ясно, что духовное существо — это не тот, кто посмотрел фильм «Секрет» или прочитал, что возможности его ума безграничны. Духовное существо — это тот, кто большую часть светового дня направляет свое внимание на дух, на сознание, на присутствие. В каком-то смысле, духовное существо — и есть Вселенная, оно не отделено от нее. И поэтому оно не ставит условий и ничего не просит по случаю праздников — оно просто присутствует. Здесь и сейчас. Бог всегда он-лайн.

Если же наше внимание по-прежнему направлено по большей части на Эго — тело, эмоции, мысли, мы можем считать себя духовным существом, но не быть им на деле.

В интегральном подходе, который я очень люблю, есть понятие «до/над заблуждение». В своем развитии человеческое существо проходит путь от дорационального, мифического (детского) состояния сознания к рациональному (взрослому) состоянию сознания, и затем у него есть шанс трансцендировать эту рациональность к более высоким уровням − мистическим, духовным.

По отношению к разуму первая и вторая стадии могут выглядеть одинаково нерациональными. Но лишь на первый взгляд! Сущностная разница между ними огромна.

Младенец может переживать единство со Вселенной и с духом, но он не способен осознавать это единство и интегрировать этот опыт в свою повседневную жизнь. Он просит, требует, надеется. Мистик уже был когда-то рациональным, и он понимает, что невозможно за день избавиться от страха и тревоги и обрести самадхи − это процесс, и порой долгий.

 

Мистик давно играет в эту игру и очень внимателен в своих просьбах, поступках и пожеланиях. Он знает, что быть духовным существом — это не только привилегия, но и огромная ответственность. И именно это делает его взрослым в полном смысле слова. Тогда его мысль становится материальной, но это божественная мысль. И тогда, парадоксальным образом, Вселенная действительно выполняет все его/свои просьбы — потому что они неэгоистичны.

А если мы по невнимательности впадаем в детство и путаем Вселенную с Дедом Морозом или доброй феей из сказки, она исполняет наши просьбы по своему усмотрению, в свои собственные сроки и со свойственным ей, Вселенной, чувством юмора.

И поэтому накануне Нового года и Рождества я желаю всем читателям Yoga Journal — и себе за компанию — чтобы в наступающем году мы не просто считали себя духовными существами, а были ими. И тогда, возможно, мы обнаружим, что очень многое из того, что нам кажется несовершенным, нуждающимся в исправлении или в улучшении накануне праздников — уже прекрасно и совершенно.

И это открытие станет одним из самых больших чудес в нашем новом году.

2 Comments

  1. Nataliya Timofeeva says

    Вот почему я никогда и ничего не прошу у Бога, не загадываю желаний и не мечтаю! Правда вместо всего этого у меня есть цели и намерения!

  2. Ирина Соловых says

    Спасибо. Это так. Я нахожусь в начале пути. Ваши статьи-глубокая поддержка для меня, но и боль тоже. Боль стала другой-формирующей осознание. Страх и обреченность принимаются как необходимость идти дальше. Благодарю!

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.