Глубинное погружение, О методе
Comments 7

Дэниэл Ингрэм, “Развитие прозрения”, часть 5

nirvana

Продолжение описания стадий развития прозрения из книги Дэниэла Ингрэма “Осваивая сущностные учения Будды”. Начало – здесь

Перевод © Анастасия Гостева

15. Плод (Нирвана)

На этой стадии практик медитации обретает плоды, ради которых он так тяжело работал – первое постижение окончательной реальности, пустоты, нирваны, Бога (вы можете выбрать любое другое слово, которое вам больше нравится).

В этом не-состоянии не существует абсолютно никакого времени, пространства, точки отсчета, опыта, ума, сознавания, бытия и небытия, тела, не существует ни этого, ни того, ни единства, ни двойственности, и ничего бы то ни было еще.

Реальность замирает, а затем возникает вновь. Это почти невозможно понять умом, так как это полностью и абсолютно выходит за границы рационального ума и чувственной вселенной. Во “внешнем времени” (если кто-то наблюдает практикующего извне) это длится всего миг. Это как полное прерывание пространственно-временного континуума, и в этом зазоре, который невозможно обнаружить, ничего нет.

 

Однако у этого события есть последствия, которые могут проявляться в последующие дни, и они могут быть мягкими или очень впечатляющими, забавными или тревожащими, а также представлять собой некую смесь из всего этого.

Я, например, замечал такие проявления (но это, разумеется, не ограничивает все возможные варианты):

  • интуитивное ощущение, что чувственная реальность обладает такой огромной интенсивностью, что нервы во лбу и шее просто не выдерживают напряжения;
  • ощущение, что вы рассеяны в атмосфере, без центра, цели, назначения, чувства направления или воли;
  • чувства радости и благодарности, далеко выходящие за пределы того, что обычно может испытывать обычное человеческое существо;
  • ощущение того, что вы, наконец, обнаружили то, в чем сильнее всего нуждались;
  • глубинное чувство, что вы вернулись домой;
  • тихое благоговение, напоминающее покой, наступающий после очень сильной грозы;
  • экстатические трансцендентные переживания, по сравнению с которыми все, что происходит на стадии “Возникновения и исчезновения”, покажется вам пересохшим тостом.

Помните, в главе, посвященной различным психическим способностям, я писал о том, что очень сильная концентрация и намерение делают всевозможные магические чудеса реальными?

Сразу после обретения пути (особенно если речь идет о первом пути) практик может обнаружить, что обладает невероятным могуществом. Будда сказал, что величайшая из всех возможностей — это осознать дхарму и затем учить дхарме, обрести полную реализацию (как бы вы ни определяли, что это такое) и затем помогать другим существам сделать то же самое.

 

Мне в свое время посоветовали правильно использовать этот уникальный период, и я решил обрести полное просветление на благо всех живых существ так быстро, как только возможно. Несмотря на все сложные последствия такого решения, я не жалею о нем и рекомендую вам поступить точно также.

Во время последующих прохождений стадии “Плода” ум обычно становится на некоторое время очень чистым, ясным, тихим и обновленным, а все описанные выше феномены проявляются менее интенсивно. Это похоже на то, как если бы вы нажали кнопку “Перезагрузка” и на некоторое время полностью стерли весь мусор. Вас может накрыть на несколько секунд легкая волна блаженства. Если вы не слишком хорошо владеете практикой концентрации внимания, то после прохождения этой стадии вы сможете легко ее освоить.

16. Пересмотр

На этой стадии практик просто продолжает медитацию. Мы проходим снова и снова все стадии прозрения до нового обретения “Плода”, а потом цикл повторяется опять. Первые несколько повторов этого цикла после обретения первого “Плода” могут быть довольно интенсивными и даже беспокоящими, так как на несколько дней ум обретает невероятные психические силы, и при этом вы вступаете на новую территорию, которая пока что вами не освоена.

Будьте внимательны и сдержаны в том, что вы говорите и делаете в первые несколько дней и недель после обретения пути (или даже если вы не уверены, но думаете, что это был “Плод”). Правда, иногда бывает так, что практик не замечает, что он прошел стадию “Плода”, или замечает, но это выглядит как: “Ну вот, я это сделал”. Мощные энергетические проявления и ощущение, что вы пришли к завершению чего-то не могут являться стопроцентным подтверждением того, что вы достигли нирваны.

Одним из критериев того, что вы завершили цикл прозрения, может являться тот факт, что ваш ум больше не делает множества бесполезных вещей, которые он делал раньше, и вам даже может показаться невозможным снова сделать что-то подобное. Однако вам может потребоваться некоторое время на то, чтобы разобраться, что является устойчивым проявлением обретения пути, а что — лишь затянувшиеся, но временные последствия. Скорее всего, вам также потребуется время на то, чтобы интегрировать ваше новое осознавание в привычный образ жизни в миру.

По мере того, как ваше осознавание произошедших перемен будет расти и развиваться, вы начнете все яснее видеть те аспекты вашей реальности, которые по-прежнему совершенно не просветлены и плохо вами воспринимаются. Обычно после обретения первых путей сразу становится довольно очевидным то, что осталось пока что не затронуто трансформацией.

 

Но по мере вашего углубления в просветление, ощутить и увидеть то, что еще не завершено, становится все более непросто. Проявления вашей непросветленной природы становятся все более смутными и тонкими. Опять же — дайте себе время. Будьте терпеливы. Порой требуются недели, месяцы и даже годы, чтобы начать ясно видеть, какие убеждения все еще сохраняются под натиском внешнего мира, а какие испарились. И возможно у вас не появится ясного понимания ваших ограничений до тех пор, пока вы не завершите очередной цикл и не вступите на следующий путь.

Если говорить об окружающем мире, то стадия “Пересмотра” — это великолепная возможность снова включиться в повседневную жизнь. К сожалению одним из побочных эффектов постоянной фокусировки на “Трех признаках” становится привычка не уделять слишком много внимания нашей повседневной жизни. С одной стороны, именно благодаря этому и происходит развитие практики прозрения. С другой стороны, если вы живете в миру, а не в монастыре, то, что происходит в вашей жизни, очень, очень важно. И теперь настало прекрасное время уделить этому много внимания.

Ваши близкие и друзья скорее всего заметили побочные эффекты прохождения вами стадии “Темной ночи” или других трудных стадий, они переживали за вас или, наоборот, были взбешены вашим поведением (если вы позволили себе быть недостаточно сдержанными). И хотя исправить нанесенный им эмоциональный урон не всегда возможно, сейчас наступает хорошее время, чтобы хотя бы попытаться это сделать. Найдите время для исцеления старых ран, которые вы обнаружили в себе или которые стали следствием “Темной ночи”.

А еще пойдите и немного развлекитесь! Наслаждайтесь дружбой, спортом, работой, развлечениями, отдыхом, служением другим людям и жизнью в целом. Короче говоря, постарайтесь сделать вашу жизнь прекрасной во всех ее обыденных проявлениях. Вы наверняка пытались сделать это и раньше, и теперь пора простить себе свои прошлые ошибки и сделать из них выводы, которые не удалось сделать ранее.

 

Помните — прозрение становится следствием видения истинной природы вещей. Если вы способны видеть истинную природу всех ощущений, из которых состоит веселая и здоровая жизнь, нет нужды в формальной отречении! В действительности хорошо известно, что путь полного отречения делает людей довольно невротичными, и по сути вызов здесь заключается в том, чтобы научиться видеть также истинную природу ощущений, которые приводят к подобным неврозам, вызванным строгой аскезой. Я совсем не уверен, что это самый легкий путь.

После обретения пути, особенно одного из первых путей, у людей часто возникает чувство, что они стали особенными — и в некотором роде это так и есть. Однако правильнее было бы сказать, что “особенным” или в чем-то необычным становится не сам человек, а его отношение к самым обычным вещам и его понимание самых обычных вещей.

Вхождение в поток или любая новая стадия пробуждения — это повод для радости и праздника. К сожалению, люди, которые пока что не обрели знакомства с пробуждением на личном опыте, часто реагируют негативно или странно на ваши рассказы о пробуждении и связанные с этим радостные чувства. Это действительно поразительно —людям очень нравится идея просветления, но им совсем не нравится идея, что именно вы стали просветленным.

Те, кто находится на более высоких уровнях реализации, хорошо знают о том, что вы уже прошли, но также и о том, как много всего вам еще только предстоит пройти, и их стремление акцентировать внимание именно на этих будущих этапах может огорчать. Учителя и более опытные друзья практикующего могут найти забавным напоминание о том периоде, когда они сами были захвачены очарованием начальных стадий реализации, но они также знают, что даже эти стадии нужно рассматривать, помня об их истинной природе.

Я очень люблю слова Чогьяма Трунгпы о том, что “ваш мастер никогда не наградит вас медалью”. А если и наградит, я очень сомневаюсь в том, что это принесет вам какую-то пользу.

 

Ирония духовной практики заключается в том, что “успех” может привести вас к ощущению некоторой изоляции и что в результате этот путь очень одинок. Иногда помогает начать писать. Иногда — если посчастливится — общаться с теми редкими людьми, которые с одной стороны будут заинтересованы в том, чтобы выслушать ваш рассказ о происходящем с вами в данный момент, а с другой стороны своим восхищением не собьют вас с толку, не усилят вашу собственную очарованность происходящим и не помешают видеть истинный масштаб вашего успеха.

Еще одно типичное заблуждение на этом этапе — решить, что произошедшее с вами настолько ошеломительно глубоко, что никто и никогда не переживал столь же поразительных вещей (включая ваших собственных учителей). Но правда в том, что если ваши учителя действительно достаточно опытны и не являются самозванцами, скорее всего у них есть собственный обширный список потрясающих переживаний и постижений.

Но так как то, что происходит в момент первого пробуждения и за ним очень редко обсуждается открыто, вам может быть нелегко поверить, что другие переживали что-то подобное. Как мне пришлось убедиться на собственном непростом опыте, если вы экстраверт и склонны слишком много болтать о своих прозрениях, вы можете оказаться в довольно неловких и даже унизительных ситуациях.

С другой стороны, может случиться и так, что вы перерастете или превзойдете ваших текущих учителей. Ваше понимание может оказаться глубже, способности лучше. Это само по себе может вызвать неловкость и смущение, так как потребует смены ролей, к которой не все могут оказаться готовы. Вы будете поражены тем, как легко задеть эго (в обычном психологическом смысле этого слова) тех, кто вроде бы видит насквозь иллюзорность этого эго (в высшем дхармическом смысле).

 

По мере развития стадии “Пересмотра” вы начнете все больше осваиваться со своим текущим путем и его стадиями, и начнете проходить их все более легко и быстро. Может даже показаться, что единственный способ продвижения сквозь стадию “Пересмотра” состоит в том, чтобы не исследовать реальность слишком пристально. “Плод” никогда уже не будет столь же притягательным, как в первый раз, и вы можете почувствовать, что теперь в вашей практике появилось больше ясности и четкости. Это верный знак того, что вскоре проявятся следующие, более глубокие стадии прозрения.

Иногда вы будете чувствовать, что просто не хотите двигаться дальше, так как не можете в данный момент вашей жизни позволить себя риск повторного прохождения стадии “Темной ночи”. Сильное намерение остаться на стадии “Пересмотра”, ослабление исследования в практике прозрения и предпочтение практике концентрации могут помочь вам задержаться на этой стадии до тех пор, пока вы не будете готовы двигаться дальше. Однако прогресс такого рода может быть отложен лишь на некоторое время, а дхарма обладает способностью неустанно подталкивать нас вперед.

7 Comments

    • Петр, если честно, я понятия не имею 🙂 я что-то перевожу не столько потому, что села и подумала – вот, надо бы перевести, а потому что внутри возникает импульс. Сейчас – пора. И тогда во всем этом не возникает делателя. Для кого пора и кому – понятия не имею 🙂 так что дойдет и до следующих стадий. Наверное.

  1. Наталя says

    Большое спасибо за статью. В ней подробно описаны и объяснены те процессы, которые происходили с моим сознанием и мироощущением в последнее время.

  2. Петр says

    Благодарю за перевод!

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.