Беседы Мастера, О методе
Comments 7

О человеке

74762_536665769696149_977195807_n

Еще одна беседа моего Мастера.

Человек всегда в состоянии становления. Человек — не существо, а процесс становления. Человек — это попытка быть. Деревья существуют, животные существуют, горы существуют, звёзды существуют, Бог существует — человек нет. Часть человека хочет стать единой с этими животными, другая часть его существа хочет подняться вверх, в небо и стать Богом.

Взгляните в глаза коровы, кота или собаки; всё покажется таким спокойным и тихим. Как будто этот момент — всё! Но взгляните в глаза человека, и вы обнаружите там маньяка, целый сумасшедший дом внутри. Вы не можете удовлетворить человека! Мы все стремимся куда-нибудь, стремимся куда-нибудь туда, в будущее. Мы все стремимся так быстро, потому что жизнь коротка, и время летит.

И чего мы достигаем? Мы достигаем только своей могилы. Ничего не исполнится, потому что желания невыполнимы по своей природе. Если человек понимает природу желания, он становится Буддой. Вся работа ученика, посвященного — это понять природу желания.

 

В чём природа желания? Медитируйте над желанием. Мой акцент — на понимании. Я не говорю вам — «не желайте» нет, вовсе нет. Рассмотрите желание так глубоко, как возможно, слой за слоем. В самом этом проникновении в желание придёт отказ, который есть дар. Ученичество — это не вопрос деланья, это вопрос осознания, понимания, наблюдения желаний.

Ниже человека нет желаний. Там есть нужды. Они преходящи. Животное голодно, оно ищет добычу. Когда оно не голодно, в нём нет желания. Если животное голодно, оно ест. Но если оно не голодно, он не запасает. Оно никогда не думает о будущем. Завтра для них не существует, только сегодня.

Приходит весна, деревья цветут. Они не готовятся, не фантазируют, не проходят через репетицию, они не культивируют это. Это просто, это спонтанно. Это не из-за желания. И в этом — красота природы, безмерная тишина природы. Здесь нет никакого желания, желание не вошло сюда. Оно не может войти сюда, потому что для прихода желания необходимо немного сознательности, иначе как вы будете думать о завтрашнем дне? Как вы будете думать о смерти? Думать о высшем? Планировать будущее? Немного сознательности необходимо, но лишь немного, потому что мы видели Будд, которые полностью сознательны — и снова желания исчезают.

Будда снова живёт спонтанно, как дерево, как скала, как река, как звёзды. Конечно, есть великое различие: различие в том, что Будда сознателен, а дерево бессознательно. Но есть и большое сходство — оба совершенно в данном моменте. Будда в данном моменте, потому что он полностью сознателен, дерево — в данном моменте, потому что оно полностью бессознательно.

 

Но одна вещь в них сходна: оба — не дуалистичны. Будда — чистое сознание, сознание и только сознание. Нет никакой двойственности. Дерево бессознательно, только бессознательно, никакой двойственности, единство, чистота. Когда приходит двойственность, появляется напряжение.

Человек двойственен. Часть становится сознательной, но большая часть остаётся всё ещё бессознательной. Человек подобен айсбергу — только верхушка айсберга сознательна — одна десятая. Девять десятых — под водой, бессознательны. Человек – это постоянный конфликт, война.

Сознание говорит: «Делай это», бессознательное говорит: «Делай то». Это полностью различные феномены. Одно говорит одно, другое говорит совершенно иное. Между ними никогда не было никакой связи. Из-за этого раскола человек остаётся в полном беспорядке, и остаётся абсолютно бессознательным относительно того, кто он такой. Если он слушает сознание — он одно. Если он слушает бессознательное — другое.

Вот почему человек разделён многими способами. Не только психологически, но и биологически, физиологически. А без единства нет возможности мира. Животные пребывают в мире, в полном мире с самим собой. Будда пребывает в мире. А человек? Человек только в страдании.

 

Есть два пути отсюда, чтобы стать единым. Первое. Иногда человек решает просто стать животным. Регрессия. Вот почему столь многие тяготеют к алкоголю и наркотикам — они помогают на какой то момент утратить своё сознание. Вы снова едины. И жизнь не кажется снова непрерывной борьбой. Когда вы напиваетесь, вы снова можете танцевать, петь и любить. Нет больше конкуренции. Нет больше политики. И когда вы приходите в себя, все тревоги и беспокойства ждут вас, и они набрасываются на вас. Тогда пьянство становится пороком. Пасть всегда легче, потому что это нисхождение.

Другой путь быть блаженным — это быть Буддой. Но это — задача восхождения, человек должен расти, расти в сознательности — это единственный рост, запомните. Наполнить всё ваше существо светом и сознанием — вот что такое рост. Тогда вы едины, вы божественны, вы целостны.

Я целиком и полностью согласен с Георгием Гурджиевым. Он говорил, что у нас ещё нет души. Он был первым человеком, который сказал это так резко — что у нас ещё нет души. Да, душа может зародиться в вас, но вы должны дать ей жизнь. Вам нужно стать способными дать душе родиться.

Веками священники говорили вам, что у вас уже есть душа, что вы уже человек с душой. Это не так. Вы только обладаете таким потенциалом. Вы можете стать таким на самом деле, но миф, что вы уже человек, должен быть уничтожен.

Человек — это миф и самый опасный миф, потому что, если вы верите, что человек существует, то не пытаетесь развиваться, нет необходимости. Если вы считаете, что вы – уже человек, всякий рост прекращается. Нет, вы – ещё не человек, вы – лишь потенциально таковы. Вы можете быть им. Но можете и не стать. Помните, вы можете упустить возможность. Время течёт сквозь пальцы.

 

Человек, какой он сейчас есть, является всего лишь машиной — и всё же он трудится, достигает высот успеха, проживает так называемую свою жизнь и умирает. Но помните, он не существует. Его функция — функция механизма: он робот. Это не обыкновенная машина: она обладает огромным потенциалом выходить за собственные пределы. Она может произвести нечто духовное по отношению к собственной структуре. Но не надо думать и верить, что вы уже человек.

Факты таковы: вы ещё не являетесь сознательным существом, и если вы ещё не сознательное существо, как вы можете быть человеком? Какова разница между камнем и вами? Между деревом и вами? Между животным и вами? Разница в сознании — но насколько вы сознательны? Так, иногда, слегка. Изредка, в отдельные моменты, у вас появляется сознание: но это на какие-то секунды, и вы снова впадаете в бессознательное состояние.

Да, иногда это случается, потому что это тот потенциал, которым вы обладаете. Иногда это происходит независимо от вас. Это редкие моменты: иногда их приносит любовь, иногда вид полной луны, восходящего солнца; это может быть во время размышлений в тихой горной пещере или при виде играющего, смеющегося ребёнка; иногда – когда вы слушаете музыку.

Но как редки эти моменты! Если обычный человек, так называемый человек, испытывает семь таких моментов осознания за всю свою жизнь, и то это будет много. И вы снова возвращаетесь к своей обычной жизни, скучной и мёртвой. И так бывает не только с простыми людьми, но и с так называемыми великими.

Человека ещё нет. Это ещё весьма бессознательное явление. Это одно из основных открытий. Оно поможет вам выбраться из моря лжи и обмана. Главный факт, фундаментальное понятие, которое вы должны освоить — это то, что вы крепко спите, вас ещё нужно разбудить. Человек может проснуться только с помощью групповых методов медитации, с помощью школы. В одиночку у вас нет ни единого шанса. Вместе с другими возможность достичь цели гораздо больше.

 

Целое делится с каждым, каждый имеет свою долю в целом. Птицы, деревья и животные — они существуют естественно. Животные не нуждаются в религии: птицам не нужна никакая религия, потому что они естественны. Только человек нуждается в религии, поэтому запомните: когда общество становится всё больше и больше неестественным, технологическим, тогда ощущается большая нужда в религии, тогда понадобится больше религии.

Технократия вошла в существование, и всё сделалось неестественным. Всё ваше внутреннее бытие жаждет свободы от технологии, техники. Ваша внутренняя сущность жаждет быть естественной, но всё ваше общество стало неестественным. Когда общество становится слишком культурным, тогда религия приходит уравновесить его.

Это тонкое равновесие, естественное общество не нуждается в нём. Религия необходима как лекарство, она целебна. Если вы больны, вам нужно лекарство, больше больны — ещё лекарство. Общество становится больным, когда естественность забыта.

Лао-Цзы говорит: «Я слышал от древних, что было время, когда люди были естественными, и не было никакой религии, тогда люди не думали о небесах и аде. Когда люди были естественными, они никогда не думали о моральных заповедях. Когда люди были естественными, не было ни законов, ни кодексов. Из-за закона люди стали преступниками, и из-за морали люди стали безнравственными, и из-за слишком большой культуры человек просто совсем исчезает. Это уже будет совсем не человек».

Любой ребёнок рождается здоровым. Но любой человек становится ненормальным, всё человечество невротично, и этот невроз творится с помощью такого тонкого механизма, что вы даже не осознаёте его. Он стал бессознательным, и он продолжает оказывать влияние на вас. Он вошёл в вас настолько глубоко, что вы не можете обнаружить, откуда возникают ваши несчастья, конфликт, беспокойство и невроз.

 

Нужно понять несколько вещей. Первое: если вы осуждаете себя, вы создаёте разделение, это значит, что вы осуждаете природу, а над природой нет никакой победы и не может быть. Вы — лишь ничтожная часть в безбрежном океане природы и вы не можете с ней бороться, а так называемые религии учат вас с ней бороться. Они осуждают природу и восхваляют культуру.

Любой родитель говорит: не будь подобен животному! Что не так с животными? Животные прекрасны! Но в вашем уме животные — это нечто, что осуждается, нечто плохое, нечто злое, нечто недостойное вас. Вы выше, вы — не животное, вы рождены от ангелов. А животные … их просто используют, эксплуатируют, вы к ним не принадлежите.

Когда Дарвин впервые провозгласил, что человек вышел из того же круга, что и животные, всё человечество было против него. С каждого церковного амвона, из любого храма, из любой мечети он был провозглашён еретиком. Они говорили, что он учил совершенно чему-то вредному, и если бы ему поверили, тогда вся культура была бы утрачена. Но он был прав.

Человек может быть также естественен, как и другие животные, деревья и птицы; и деревья, и птицы, и животные не невротичны, они никогда не сходят с ума, пока вы не поместите их в зоопарк. Даже просто соприкасаться с человеком опасно. Человек заразен.

 

Домашние животные иногда сходят с ума, но никогда, если они дикие — только тогда, когда они одомашнены. Что происходит, когда вы берёте в свой дом собаку? Вы немедленно начинаете её учить, как будто ей чего-то не хватает. Она совершенна! Каждая собака рождается совершенной. Природа даёт ей всё, что ей нужно, — она уже всем обеспечена, вам не нужно её учить.

Чем вы занимаетесь? Вы пытаетесь сделать её частью человеческого общества, и поэтому начинаются беды. Теперь даже собака научится осуждать себя. Если она делает что-то не так, внутри себя она чувствует вину: вошло осуждение. Чтобы иметь «я» или «эго», вы должны убить природу, так как в природе эго не существует. Чтобы создать «эго» или «я», человек создал конфликт, и у этого конфликта два аспекта: один аспект — это конфликт с внешней природой. Так творится наука. Наука — это борьба с внешней природой, природой вне вас. И есть другой аспект конфликта: аспект, который вы называете религией.

Один аспект — борьба с внешней природой. Создана наука, она деструктивна. Окончательная цель никогда не сможет быть ни чем иным, как Хиросимой, и она будет достигнута, — вся Земля станет Хиросимой. Борьба ведёт к смерти, конфликт в пределе ведёт к окончательной смерти, к этому ведёт наука.

А есть иной конфликт, внутренний конфликт — бороться с собой. Это то, что вы называете религией, — завоевать себя. Снова борьба, и она снова разрушительна. Наука разрушает природу снаружи, так называемая религия разрушает природу изнутри. Мистик выявляет оба типа конфликта.

 

Так называемая наука и так называемая религия — не враги, они партнёры, у них глубокое сродство. Чтобы понимать мистиков, вы должны понять, что они не верят в борьбу любого вида. Они говорят: не боритесь, живите!

Просто будьте в позволении, чтобы природа могла проникнуть в вас и вы могли проникнуть в природу. Как вы можете найти Бога, как вы можете стать богоподобными, если вы неистинны? Вы ищите истину, но в вашей жизни вы всегда неистинны. Как может неистинная личность встретиться с истиной? Истина постучит в вашу дверь, вам не надо никуда идти — просто будьте истинны, естественны. И вы станете человеком.

7 Comments

    • Извините, Максим, мне не интересно продолжать в таком духе. Удачи вам и считайте что хотите 🙂

  1. Здравствуйте, Анастасия. Удивительно! Я Ошо слушаю по-английски, и как раз есть лекция, где он говорит про желания, “взгляните в глаза коровы”, про Гурджиева и его “у человека нет души”, священников, “человека еще нет.” Диву даюсь, как близок этот текст. Загадочно и приятно 🙂

  2. Мне показалось, немного сумбурный текст… Не совсем согласна с тем, что в одиночку у человека “нет ни единого шанса”.

    Очень напомнило отрывок из удивительной книги Владимира Серкина “Хохот Шамана” (если Вы не против, Настя, я процитирую):

    “Я так увлекся брусникой, что подскочил на месте, когда молчавший неподвижный Шаман вдруг спросил:
    — Что ты говорил о «жестокой борьбе за существование»?
    — Ну, в столь суровых условиях нужно бороться за выживание.
    — Имей в виду: как только начнешь бороться — это первый шаг к смерти.
    — А не бороться, так сразу замерзать?
    — Не бороться и не замерзать. Просто действовать в гармонии с окружающим миром.
    — Как?
    — Не противопоставлять себя Природе, даже не думать об этом. Природа всегда тебя победит.
    — Но без напряжения сил не обойтись.
    — Обойтись. Старайся делать то, что нужно, «по течению» дня, часа, мига.
    — Но как?
    — Начни, старайся чувствовать и поймешь.”

    По-моему, там идет речь про Мастера какого-то запредельного уровня.

    • Я бы не сказала, что это запредельность. Это открытие сердечного центра, пробуждение.

  3. Настя, а Вы не спрашивали у Мастера, почему тут многие пишут, что его тексты очень похожи на Ошо?

    • нет, у меня нет такого вопроса 🙂 Этим беседам лет двадцать. С тех пор не разрешает ничего записывать.

Leave a Reply